Создание предметно-развивающей среды для учащихся с аутистическими нарушениями в условиях учреждения образования и дома
Слайд № 1
«Создание предметно-развивающей среды для учащихся с аутистическими нарушениями в условиях учреждения образования и дома»
Слайд № 2
Актуальность проблемы
Есть дети, живущие в своем собственном мире и не желающие ничего знать о нашем.
Слайд № 3
Актуальность проблемы
- В последнее время значительно увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами.
- У детей с аутизмом есть потенциал для роста и развития.
- Чем раньше эти дети получат адекватную помощь, тем лучше их перспективы. Скорее всего, их развитие в масштабах всей жизни будет медленнее, чем у других, но и их жизнь может оказаться счастливой и продуктивной.
В связи с эти возникла проблема более глубокого изучения детей с РДА. Очень важно организовать образовательную среду для таких детей.
Слайд № 4
Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был введен швейцарским психиатром, основоположником учения о шизофрении О́йгеном Блёйлером в начале ХХ века.
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения.
Слайд № 5 – 7 немного истории
Слайд № 8, 9
В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризуемой качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.
Слайд 10 – Причины возникновения РДА
Слайд 11
Трудности, которые испытывает учащиеся во взаимодействии с окружающим миром. Это:
- необычный зрительный контакт;
- трудности с пониманием социальных правил;
- повторение слов и фраз;
- чрезмерная отвлекаемость на внешние и внутренние стимулы;
- фрагментарное восприятие с чрезмерной концентрацией на деталях;
- буквальное мышление и недостаточная способность обобщать;
- отсутствие самостоятельного переноса опыта в новые ситуации;
- трудности с письмом и почерком;
- сопротивление изменениям;
- приверженность нефункциональному распорядку и ритуалам;
- стереотипные движения, шаблонные однообразные виды деятельности и др.
Слайд № 12
Сильные стороны или, другими словами, функциональные возможности (приверженность выработанному порядку, старательность и упорство, ответственность и честность, направленность на учёбу, отличная память на фактическую информацию и детали, прочность освоенных навыков, возможные избирательные интеллектуальные интересы и способности).
Слайд № 13
Рационально организованная образовательная среда для детей с РАС выполняет две ведущие функции:
- учебно-воспитательная функция предполагает, что образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного социокультурного опыта и условий, обеспечивающих его присвоение;
- коррекционно-развивающая функция связана с уменьшением ограничений жизнедеятельности и, как следствие, функциональных и социальных проблем за счёт овладения детьми компенсаторными знаниями и умениями.
Учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий эффекты образовательной среды достигаются за счёт внесения в неё дополнительных приспособительных изменений - условий, облегчающих и активизирующих жизнедеятельность ребёнка.
Применительно к таким детям приспособительные изменения затрагивают все аспекты окружающей ребёнка среды: предметный, пространственный, организационно-смысловой, социально-психологический.
Слайд № 14 – 17 - Адаптация образовательной среды для детей с РАС
Основные аспекты образовательной среды |
Приспособительные изменения образовательной среды |
Предметный: • помещение; • мебель; • учебное оборудование; • учебно-дидактические материалы; • предметы быта и др. |
1. Сведение к минимуму отвлекающих и стрессовых факторов. 2. Использование близкого к повседневной жизни учебно- дидактического материала. 3. Использование разнообразного учебно-дидактического материала. 4. Использование привлекательных для ребёнка предметов, которые могут создать дополнительную мотивацию для обучения. 5. Упорядоченное предъявление учебно-дидактических материалов. 6. Постоянное и максимальное использование наглядных опор. 7. Использование сигнальных опор, которые облегчают поиск и распознавание объектов. |
Пространственный: • микропространство (рабочее поле, рабочее место); • замкнутое пространство (школа, учебные и другие помещения школы, коридор); • открытое пространство (двор, детская площадка); • маршруты передвижения в пространстве |
1. Деление пространства на секторы по видам деятельности. 2. Чёткое разграничение пространственных зон. 3. Обозначение пространственных зон. 4. Обеспечение относительного постоянства пространства, информирование о его изменениях. 5. Рациональная пространственная организация рабочего места. 6. Установление границ свободного перемещения в пространстве. 7. Открытый доступ к ресурсному обеспечению релаксационной зоны. |
Организационно-смысловой: • режимы; • дозировки; • правила |
1. Наличие расписания учебной работы (на уроке, в течение дня, недели, месяца, года). 2. Визуальные и словесные предупреждения об изменениях в привычных действиях и режиме. 3. Визуализация течения времени. 4. Использование правил в конкретной разрешающей формулировке. 5. Составление списка ожиданий от ребёнка. 6. Персонализация обращений и адаптация инструкций. 7. Индивидуальное дозирование различных видов нагрузки. |
Социально-психологический: • значимые другие; • социальные роли; • социальные отношения; • социальные потребности; • социальный статус; • чувства и привязанности. |
1. Обеспечение наставничества и создание «групп дружбы». 2. Усиление положительного имиджа ребёнка с РАС. 3. Содействие положительному эмоциональному самочувствию ребёнка с РАС. 4. Создание ролевых сценариев. 5. Организация косвенных контактов. 6. Смысловое комментирование социальных отношений. 7. Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе. |
Таким образом, обучение совместно с обычными детьми является огромным достижением для ребёнка с РАС и открывает для него новые возможности развития. Школа даёт ему не только знания, умения и навыки, она включает его в разнообразные социальные контакты, позволяет ощущать реальные требования со стороны окружающих к уровню своих познавательных и коммуникативных возможностей, самостоятельности в быту, социальной мобильности и т. д. В условиях интегрированного обучения ребёнок с РАС быстрее осознаёт необходимость овладения компенсаторными способностями. Поэтому для таких детей крайне важно удержаться в общеобразовательной школе и не остаться в стенах дома, перейдя на надомное обучение.
Опыт показывает, что вложение времени и энергии в воплощение перечисленных выше средовых изменений не только позволит сохранить ребёнка с РАС в школе, но и поможет педагогу создать здоровую нравственную атмосферу в классе. Организованная школьная среда создаёт у детей с РАС ощущение надёжности и безопасности окружающего мира, что помогает осваивать его дальше и использовать свои умения в новых ситуациях.