Создание предметно-развивающей среды для учащихся с аутистическими нарушениями в условиях учреждения образования и дома

Слайд № 1

«Создание предметно-развивающей среды для учащихся с аутистическими нарушениями  в условиях учреждения образования и дома»

Слайд № 2

Актуальность проблемы

Есть дети, живущие в своем собственном мире и не желающие ничего знать о нашем.

Слайд № 3

Актуальность проблемы

  • В последнее время значительно увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами.
  • У детей с аутизмом есть потенциал для роста и развития.
  • Чем раньше эти дети получат адекватную помощь, тем лучше их перспективы. Скорее всего, их развитие в масштабах всей жизни будет медленнее, чем у других, но и их жизнь может оказаться счастливой и продуктивной.

В связи с эти возникла проблема более глубокого изучения детей с РДА. Очень важно организовать образовательную среду для таких детей.

Слайд № 4

Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был введен швейцарским психиатром, основоположником учения о шизофрении О́йгеном Блёйлером в начале ХХ века.

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения.

Слайд № 5 – 7 немного истории

Слайд № 8, 9

    В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризуемой качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Слайд 10 – Причины возникновения РДА

Слайд 11

Трудности, которые испытывает учащиеся во взаимодействии с окружающим миром. Это:

  • необычный зрительный контакт;
  • трудности с пониманием социальных правил;
  • повторение слов и фраз;
  • чрезмерная отвлекаемость на внешние и внутренние стимулы;
  • фрагментарное восприятие с чрезмерной концентрацией на деталях;
  • буквальное мышление и недостаточная способность обобщать;
  • отсутствие самостоятельного переноса опыта в новые ситуации;
  • трудности с письмом и почерком;
  • сопротивление изменениям;
  • приверженность нефункциональному распорядку и ритуалам;
  • стереотипные движения, шаблонные однообразные виды деятельности и др.

Слайд № 12

Сильные стороны или, другими словами, функциональные возможности (приверженность выработанному порядку, старательность и упорство, ответственность и честность, направленность на учёбу, отличная память на фактическую информацию и детали, прочность освоенных навыков, возможные избирательные интеллектуальные интересы и способности).

Слайд № 13

Рационально организованная образовательная среда для детей с РАС выполняет две ведущие функции:

- учебно-воспитательная функция предполагает, что образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного социокультурного опыта и условий, обеспечивающих его присвоение;

- коррекционно-развивающая функция связана с уменьшением ограничений жизне­деятельности и, как следствие, функциональных и социальных проблем за счёт овладения детьми компенсаторными знаниями и умениями.

Учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий эффекты образовательной среды достигаются за счёт внесения в неё дополнительных приспособительных изменений - условий, облегчающих и активизирующих жизнедеятельность ребёнка.

Применительно к таким детям приспособительные изменения затрагивают все аспек­ты окружающей ребёнка среды: предметный, пространственный, организационно-смысловой, социально-психологический.

Слайд № 14 – 17 - Адаптация образовательной среды для детей с РАС

Основные аспекты образовательной среды

Приспособительные изменения образовательной среды

Предметный:

•    помещение;

•    мебель;

•    учебное оборудование;

•      учебно-дидактические материалы;

•    предметы быта и др.

1.   Сведение к минимуму отвлекающих и стрессовых факторов.

2.   Использование близкого к повседневной жизни учебно- дидактического материала.

3.   Использование разнообразного учебно-дидактического материала.

4.   Использование привлекательных для ребёнка предметов, которые могут создать дополнительную мотивацию для обучения.

5.   Упорядоченное предъявление учебно-дидактических матери­алов.

6.   Постоянное и максимальное использование наглядных опор.

7.   Использование сигнальных опор, которые облегчают поиск и  распознавание объектов.

Пространственный:

•    микропространство (рабочее поле, рабочее место);

•    замкнутое пространство (школа, учебные и другие помещения школы, коридор);

•    открытое пространство (двор, детская площадка);

•    маршруты передвижения в пространстве

1.  Деление пространства на секторы по видам деятельности.

2.  Чёткое разграничение пространственных зон.

3.  Обозначение пространственных зон.

4.  Обеспечение относительного постоянства пространства, информирование о его изменениях.

5.  Рациональная пространственная организация рабочего места.

6.  Установление границ свободного перемещения в пространстве.

7.  Открытый доступ к ресурсному обеспечению релаксацион­ной зоны.

Организационно-смысло­вой:

•    режимы;

•    дозировки;

•    правила

1.   Наличие расписания учебной работы (на уроке, в течение дня, недели, месяца, года).

2.   Визуальные и словесные предупреждения об изменениях в привычных действиях и режиме.

3.   Визуализация течения времени.

4.   Использование правил в конкретной разрешающей форму­лировке.

5.   Составление списка ожиданий от ребёнка.

6.   Персонализация обращений и адаптация инструкций.

7.   Индивидуальное дозирование различных видов нагрузки.

Социально-психологичес­кий:

•    значимые другие;

•    социальные роли;

•    социальные  отношения;

•    социальные потребности;

•    социальный статус;

•    чувства и привязанности.

1.   Обеспечение наставничества и создание «групп дружбы».

2.   Усиление положительного имиджа ребёнка с РАС.

3.   Содействие положительному эмоциональному самочувствию ребёнка с РАС.

4.   Создание ролевых сценариев.

5.   Организация косвенных контактов.

6.   Смысловое комментирование социальных отношений.

7.   Участие родителей в коррекционно-педагогическом про­цессе.

Таким образом, обучение совместно с обычными детьми является огромным достижением для ребёнка с РАС и открывает для него новые возможности развития. Школа даёт ему не только знания, умения и навыки, она включает его в разнообразные социальные кон­такты, позволяет ощущать реальные требования со стороны окружающих к уровню своих познавательных и коммуникативных возможностей, самостоятельности в быту, социальной мобильности и т. д. В условиях интегрированного обучения ребёнок с РАС быстрее осознаёт необходимость овладения компенсаторными способностями. Поэтому для таких детей крайне важно удержаться в общеобразовательной школе и не остаться в стенах дома, перейдя на надомное обучение.

Опыт показывает, что вложение времени и энергии в воплощение перечисленных выше средовых изменений не только позволит сохранить ребёнка с РАС в школе, но и поможет педагогу создать здоровую нравственную атмосферу в классе. Организованная школьная среда создаёт у детей с РАС ощущение надёжности и безопасности окружающего мира, что помогает осваивать его дальше и использовать свои умения в новых ситуациях.

Презентация