Консультации

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ. РЕЖИМ ДНЯ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЁНКА

 Консультация для родителей

 

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ.

РЕЖИМ ДНЯ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЁНКА

 

    При первых же симптомах заикания нужно сразу показать ребёнка психоневрологу и дефектологу. Очень важно проявить особый подход к такому ребёнку. Прежде всего, нельзя допускать передразнивания ребёнка и требовать правильного произнесения слов, если он не может этого сделать.

    Окружающие не должны проявлять при ребёнке волнения по поводу его заикания. Говорить с ним нужно спокойно, чётко выговаривая слова, задавать меньше вопросов.

    Полезно переключать внимание ребёнка с речи на игры и другие виды деятельности (рисование, склеивание, лепка из пластилина). Желательно рассматривать с ним картинки, изображающие отдельные предметы, называть их и предлагать ребёнку повторять названия этих предметов. Так, постепенно расширяя речевой режим можно перейти к самостоятельному описанию картинок ребёнком.

    Причиной рецидивов заикания могут быть различные неблагоприятные моменты, сходные с теми, которые явились причиной заикания.

    В целях предупреждения рецидивов заикания большое значение имеет общее оздоровление и закаливание организма, упорядочение взаимоотношений в семье.

  Одно из важнейших условий в семье заикающегося – правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях.

    Очень многое зависит от обстановки в семье. Дети чутки не только к тому, как к ним относятся взрослые, но и к взаимоотношениям родителей. Всякие неурядицы в семье, особенно разрушение её, всегда плохо отражаются на психическом здоровье ребёнка.

    Для укрепления нервной системы ребёнка очень важно заботиться о его физическом здоровье. Надо строго соблюдать режим дня, вовремя кормить ребёнка, следить, чтобы он достаточно играл, отдыхал, гулял на свежем воздухе, меньше болел. Заикающимся детям необходимо ограничить время просмотра телевизора и работы за компьютером, особенно в вечерние часы.

    Родители должны особенно внимательно относиться к своим детям и тщательно выполнять рекомендации специалистов.

свернуть

7 СПОСОБОВ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ ТАК, ЧТОБЫ ОН ПОНЯЛ С ПЕРВОГО РАЗА

Консультация для родителей

 

7 СПОСОБОВ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ ТАК,

ЧТОБЫ ОН ПОНЯЛ С ПЕРВОГО РАЗА

 

ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ

Дети считают себя бессмертными существами (что само по себе неплохо), и ни одному ребенку как-то не верится, что именно с ним может произойти несчастье. Отсюда ― тот самый налет легкомысленности, на который мы так часто натыкаемся, особенно когда беседуем с подростками.

Дети вообще устроены иначе, чем взрослые. И из-за этой «инаковости» они действительно часто не понимают нас. Или понимают, но совсем не так, и видят совсем не то, что мы имели в виду. Бывало, скажешь дочке или сыну: «Убери в своей комнате», ребенок трудится, убирает и вроде старается, а в результате вы обнаруживаете все тот же хлам и мусор, только переставленные в другом порядке. С вашей точки зрения, это безобразие. С детской ― полный порядок, потому что ценные (красивые!) и нужные вещи глупо засовывать куда подальше.

То же самое происходит, когда мы о чем-то предупреждаем, или о чем-то просим, или в чем-то пытаемся убедить детей. Детское мышление конкретно и практично. До высоких абстрактных истин оно дорастает к средним, а чаще ― к старшим классам. Потому общие рассуждения, как правило, не задевают их. А нотации и назидания вообще вызывают зевоту.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

ГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ НА ИХ ЯЗЫКЕ, И ОНИ ПРЕКРАСНО ПОЙМУТ, ОТ ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ИХ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ.

  1. ОБЪЯСНЯЙТЕ НАГЛЯДНО И  ОБРАЗНО

Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен:

* увидеть

* ощутить

* воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, как для него родной язык ― образы и чувства)

Итак, ХОТИТЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС ПОНЯЛ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОНЯЛ, ― СОЗДАЙТЕ ОБРАЗ  И  ЗАДЕЙСТВУЙТЕ  ЕГО ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

 Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало ― никогда не пропадет.

  1. ИГРАЙТЕ

Игра ― лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.

Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так ―неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.

Когда играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

  1. РАССКАЗЫВАЙТЕ СКАЗКИ

Один из лучших способов что-то донести до ребенка ― рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, может быть, несознательно соотносит с собой.

  1. УРОКИ МЕЖДУ ДЕЛОМ

Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки, ― усваивается с трудом. Виноват тот самый внутренний протест!

Уроки безопасности тоже лучше всего проводить:

* неназойливо

* вызывая любопытство и желание узнать

* интересно ― чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично»

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ ― УЧИТЬ ТАК, ЧТОБ РЕБЕНОК ЗАХОТЕЛ  УЧИТЬСЯ.

  1. ПОКАЖИТЕ, КАК НАДО ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО

Если вы хотите дать ребенку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких-то прохожих, которым до всего есть дело.

Легче согласиться с воплями из подворотни, а лучше ― думать своей головой. Но думать придется или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребенку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать…).

  1. КОВАРНОЕ «НЕТ»

О коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!

Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу ― не буду».

* Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя»

* Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение)

* Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе)

* А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю

* Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична

  1. ПОВТОРЯЙТЕ ПО-РАЗНОМУ

Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится надолго.

ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕХОДИТ В ДОЛГОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ:

 —  когда информация яркая, эмоциональная

 —  когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!

В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем ― повторять: через три дня, через неделю ― через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же ― по-разному.

Последовательно, постепенно углубляя и возвращаясь к пройденному, надо говорить и о простых и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.

 

свернуть

Списывание как один из основных видов упражнений при обучении орфографии

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т. к. именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.

Каждый педагог стремиться максимально использовать все возможности, все ресурсы для повышения эффективности учебного процесса, в том числе использование разнообразных видов письменных упражнений: различных видов списывания, диктантов, творческих работ. Известно, что самыми распространенными и известными орфографическими упражнениями являются диктант и СПИСЫВАНИЕ. Именно со списывания и начинается обучение грамотному письму, начиная с первых дней обучения в школе.

Учиться списывать школьники начинают уже в период обучения грамоте, но учителя постоянно отмечают, что в процессе его выполнения дети допускают много ошибок. В чем же заключена причина данной проблемы? Как достичь того, чтобы списывание действительно способствовало обучению и развитию грамотного письма у учащихся, а не исполняло роль чисто формального упражнения?

А. Соболев писал о том, что нельзя рассматривать вопрос об орфографических упражнениях независимо от этапа работы над тем или иным правилом, от задачи, которая ставится на каждом этапе, а самое главное, от характера орфограммы, которая в данный момент изучается. Автор предлагает применять следующие методы обучения: 1) диктовка для слов, в которых произношение совпадает с написанием; 2) грамматические упражнения для слов, в которых произношение расходится с написанием; 3) списывание для традиционных написаний.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: для успешного формирования умения распознавать тип орфограмм, важно, чтобы в предлагаемом для списывания материале, во-первых, были слова на несколько изученных правил, и, во-вторых, слова, на неизвестные правила, что позволит формировать, кроме вышеназванного умения, еще и орфографическую рефлексию, т.е. умение отделять «знаю от не знаю».

Примером упражнения, требующего от ученика относительно полной самостоятельности, является списывание, где нужно вставить пропущенные орфограммы. Эти пропуски ребенок должен заполнить самостоятельно, руководствуясь орфографическим правилом. Такой вид списывания, таким образом, считается наиболее самостоятельным упражнением из всех видов упражнений, основанных на списывании.

В качестве материала для списывания могут выступать слова, отдельные предложения и небольшие тексты.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование, почему слово так пишется, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т.п., т.е. списывание выполняет второстепенную роль, а главным оказывается то дополнительное задание, формулируемое в учебнике или учителем.

В практике обучения русскому языку списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического, лексического или словообразовательного характера. Это позволяет отработать применение орфографического правила, поскольку сам характер требует актуализации тех грамматических, фонетических или словообразовательных знаний, которые составляют теоретическую основу формируемого орфографического навыка.

Приведем примеры таких заданий:

  1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение.
  2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана?

Укажите часть речи, падеж, объясните написание.

  1. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках.
  2. Выборочное списывание (списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного и т.п.).

Существуют ПАМЯТКИ для учащихся и их родителей по обучению списыванию. Первая предложена М.С.Рождественским:

  1. Сначала прочитай, что списываешь, всмотрись в слово и его буквы, снова прочитай по слогам, подумай, понимаешь ли ты, что пишешь.
  2. Постарайся запомнить, как пишется целиком.
  3. Прочитай слово и теперь уже пиши его.

А вот еще одна памятка, разработанная Т.Г. Рамзаевой:

  1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.
  2. Пиши, диктуя себе по слогам.
  3. Проверь: прочитай слово в тетради и это же слово в учебнике.

В данных памятках явно прослеживается стремление сделать списывание осмысленным и сознательно регулируемым.

свернуть

Речевые игры по дороге домой для детей 6-7 лет (рекомендации для родителей)

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

свернуть

О роли родителей в развитии речи ребенка

Родители сейчас мало общаются с детьми, все чаще занимают детей компьютером и телевизором и ребенок сам что-то осваивает. С одной стороны, это удобно и даже понятно, времени катастрофически на все не хватает, а домашние дела никто не отменял. Но с другой стороны, этот дефицит общения, в конечном счете, во многом способствует тому, что количество плохо говорящих детей растет.

Что делать? Разговаривать! Дома, по дороге в школу или магазин, в самом магазине, называть и обсуждать увиденное и сделанное: взяли апельсины, справа проехала машина, впереди перекресток.

Обязательно нужно читать и учить наизусть стихи

Порой можно услышать от родителей — ну что там читать этот "Колобок" или какой смысл в этой "Репке". Но взрослым не надо искать там смысл, ребенок сам его найдет. Надо просто читать, чтобы ребенок запоминал структуру слова, структуру фразы, чтобы он усваивал окончания, предлоги, а потом смог строить свою речь на этих образцах.

Кроме того, очень важно научить ребенка играть, но, опять же, не в компьютерные игры, а с реальными предметами. Ребенок еще в дошкольном возрасте должен научиться обращаться с ними — укладывать спать куклу, кормить ее, парковать машинку в гараж. Вместо компьютера купите конструктор и научите ребенка, если он сам не может сориентироваться, играть в ролевые игры. И тут важно, чтобы родители слушали играющего малыша и подсказывали ему правильные формы речи.

Занятия физкультурой, оказывается, тоже существенно влияют на развитие речи. Во всяком случае, специалист настоятельно советует родителям не лениться и делать с детьми простейшие гимнастические упражнения: постоять на одной ноге, попрыгать, похлопать, поприседать. У ребенка обязательно должно быть место, где он может ползать и кувыркаться.

Следует отметить, чем больше ребенок может физически, тем более гармонично развивается. То есть общая физкультура влияет на речь.

До пяти лет детское косноязычие считается допустимым, физиологическим. К этому возрасту звукопроизношение должно сформироваться. Но логопед все-таки советует не ждать крайнего срока, а заниматься с ребенком самим. Тем более что сейчас много специальной литературы и информации в интернете. Главное — не жалеть времени на общение со своим ребенком и разговаривать с ним. Если же родители чувствуют, что сами не справляются, то лучше обратиться с вопросами и к педиатру, и к неврологу, и, конечно же, к логопеду.

И не спешите без нужды с иностранными языками. Пусть ребенок сначала освоит родную речь. Тогда ему будет легче говорить на чужой. Обратите внимание, билингвы начинают говорить гораздо позже.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать слух от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни, когда процесс становления и автоматизации звука не закончен. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

свернуть

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук.

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
свернуть