Профильное обучение

Профильное обучение

Проблема профильной дифференциации обучения является одной из ключевых в контексте развития современных образовательных систем.

Совершенствование образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования связано с построением содержания образования на основе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать как интересы и способности обучающихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной и творческой личности.

Шпаргалка для родителей «Что такое профильное обучение?»

Профильное обучение позволяет наряду с получением учащимися общего среднего образования (базовый уровень) обеспечить изучение некоторых учебных предметов на повышенном уровне. Цель профильного обучения – создание условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Что такое базовый уровень изучения учебного предмета?

Базовый уровень изучения учебного предмета – это тот обязательный минимум содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося, общей культуры, мировоззрения, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.

Что такое повышенный  уровень изучения учебного предмета?

Повышенный уровень изучения учебного предмета ориентирован на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения.

Что такое допрофильная подготовка?

Допрофильная подготовка осуществляется в V – IX классах. Это система мер позволяющих учащемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности и направления профильного обучения.

В каких классах будет введено профильное обучение?

Профильное обучение осуществляется только в X-XI классах.

Чем отличается учебный процесс в профильных и обычных классах?

Профильное обучение сочетает в себе изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий – в основном в шестой школьный день.

Во всех ли учреждениях образования будут открыты профильные классы?

Профильные классы могут быть открыты только в тех учреждениях образования, в которых соблюдены все необходимые условия для обеспечения качественного функционирования профильных классов.

Какие условия необходимы для открытия профильного класса?

  1. Заявления законных представителей учащихся (родителей) с просьбой о зачислении в профильный класс в количестве необходимом для открытия класса (группы);
  2. Наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
  • педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
  • современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
  • наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др.;
  1. Организационные возможности учреждения образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов, режим работы учреждения образования, сменность занятий и др.);
  2. Наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.

Что будет с учащимися X, XI классов, не попавшими либо не изъявившими желание обучаться в профильных классах?

Таким учащимся будет предоставлена возможность изучать все учебные предметы на базовом уровне.

Все ли дети смогут обучаться в профильных классах?

Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе. Для зачисления в X профильный класс необходимо иметь отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 7. Без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Что такое профильные классы профессиональной направленности?

С целью развития у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью в учреждениях образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).

 

Информация о разных классах

Профильное обучение

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Профильные классы железнодорожной направленности

Ориентация на получение специальностей железнодорожного транспорта. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах»)

На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Физика», «Математика». Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в профессии железнодорожного транспорта» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13.01.2023 № 11).

Профильные классы инженерной направленности

Ориентация на получение инженерных специальностей. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в 6 учреждения высшего образования для подготовки инженерных кадров: «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология».

Профильные классы педагогической направленности

Ориентация на получение педагогических специальностей. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне могут изучаться любые учебные предметы в рамках типового учебного плана общего среднего образования. Как правило, это те учебные предметы, учителем которого планируется стать в будущем. Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» (утверждена 4 постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27).

Профильные классы военно-патриотической направленности

Ориентация на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего образования для подготовки специалистов в интересах государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь: математика и физика; математика и история Беларуси; химия и биология; химия и математика; обществоведение и иностранный язык; география и математика; иностранный язык и математика; физическая культура и биология. Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Готовы Родине служить!» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2020 № 129) или «Юный пограничник» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2020 № 190). В сентябре с учащимися X профильных классов военно-патриотической направленности проводится психолого-педагогическое собеседование в целях составления индивидуальных программ их психолого-педагогического сопровождения. В целях ознакомления с профессиями, связанными с обеспечением национальной безопасности государства, осуществления предпрофильной подготовки учащиеся УОСО имеют возможность посещать факультативные занятия «Школа юных защитников Отечества». Учебная программа данного факультативного занятия утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121.

Профильные классы аграрной направленности

Ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности. Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

Профильные классы спортивно-педагогической направленности

Ориентация на получение спортивно-педагогических специальностей. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Биология», «Физическая культура и здоровье». Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в спортивнопедагогические профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121). В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

 

 

свернуть

Нормативное правовое обеспечение профильного обучения

Нормативное правовое обеспечение профильного обучения

 

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о допрофильной подготовке и профильном обучении Государственного учреждения образования «Средняя школа №13 г.Слуцка»

ПОЛОЖЕНИЕ

о допрофильной подготовке и профильном обучении

Государственного учреждения образования

«Средняя школа №13 г.Слуцка»

  1. Общие положения
  1. Положение о классах допрофильной подготовки и профильного обучения разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными документами Министерства образования и другими нормативно-правовыми и законодательными актами.
  2. Классы допрофильной подготовки создаются на II ступени общего среднего образования с целью осуществления профориентационной работы и являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на:

выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;

развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;

формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

информирование;

психолого-педагогическое сопровождение;

пропедевтическое изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне через факультативные занятия.

Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к изучению отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; диагностикой и тестированием.

  1. Профильные классы создаются на III ступени общего среднего образования с целью осуществления профильного обучения, реализации права граждан Республики Беларусь на получение образования с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и запросов, направлений профессионального самовыражения.
  2. Допрофильные и профильные классы обеспечивают получение учащимися базового и общего среднего образования с изучением отдельных предметов на повышенном уровне, овладение углубленными знаниями и умениями по профильным учебным предметам.
  3. Организация образовательного процесса в допрофильных и профильных классах регламентируется нормативными документами для учреждений образования, реализующих программы базового и общего среднего образования.

II. Модели формирования профильных классов, профильные учебные предметы

  1. С учетом условий, при которых возможна организация образовательного процесса с изучением предметов на повышенном уровне, наличия высококвалифицированных специалистов, материально- технической базы, а также с учетом сложившихся традиций школы выделяются

1.1. следующие возможные модели формирования профильных классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне;

1.2. следующие возможные профильные учебные предметы: физика - 4 часа, математика - 5 часов, русский язык - 3 часа, английский - 5 часов, биология - 4 часа, химия - 3 часа.

III. Организация и порядок приема в допрофильные и профильные классы

  1. Допрофильные и профильные классы открываются приказом директора учреждения образования по согласованию с управлением по образованию Слуцкого райисполкома.
  2. Учреждение образования в срок до 1 июня размещает на школьном сайте объявления о наборе в профильные классы.
  3. Профильный класс формируется из выпускников II ступени общего среднего образования, изъявивших желание продолжить обучение в профильном классе. Срок обучения в профильном классе - 2 года.
  4. С целью качественной организации комплектации допрофильных и профильных классов в апреле производится изучение образовательных запросов учащихся VII и IX классов (анкетирование).
  5. Зачисление учащихся в допрофильный и профильный классы проводится на конкурсной основе: итоговая отметка по профильному предмету за VII класс; на основании свидетельств об общем базовом образования (профиль) и заявлений законных представителей учащихся:

5.1. В допрофильный класс зачисляются учащиеся, имеющие по результатам обучения в VII классе отметки не ниже «7» баллов по профильным учебным предметам, средний балл по итогам обучения в VII классе – не ниже «6».

5.2. В профильный класс зачисляются учащиеся, имеющие по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6.

  1. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.
  2. Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

IV. Организация образовательного процесса в допрофильных и профильных классах

  1. Образовательный процесс в допрофильном и профильном классах осуществляется в соответствии с учебным планом и учебными программами, регламентируется расписанием занятий.
  2. Наполняемость допрофильного или профильного класса не более 30 человек.
  3. С учетом специфики профильных учебных предметов в допрофильном и профильном классах могут проводиться различные виды учебных занятий: уроки, лекции, семинарские, практические и другие. Занятия сочетаются с индивидуальной и самостоятельной работой учащихся Класса, включая их творческую и исследовательскую деятельность.
  4. С учетом пожеланий учащихся и их законных представителей по профильным учебным предметам, так и по иным учебным предметам, могут организовываться факультативные занятия до установленной допустимой недельной учебной нагрузки на одного учащегося.
  5. За учащимися допрофильного или профильного класса сохраняется право перехода по собственному желанию в классы с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, а также поступления в другие учреждения образования.
  6. За учащимися, выпускниками допрофильного класса, сохраняется право выбора обучения в профильном X классе или в X классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, а также поступления в другие учреждения образования.
  7. Выпускные экзамены для учащихся профильного класса проводятся в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.
  8. Выпускникам профильного класса выдается аттестат об общем среднем образовании установленного образца. Учащиеся профильного класса, которые достигли особых успехов в учебе, награждаются золотой или серебряной медалью, похвальными листами за успехи в изучении отдельных предметов в соответствии с порядком, определенным Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.

V. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение

  1. Руководство Школы для работы в допрофильных профильном классе осуществляет подбор педагогических работников, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования.
  2. Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке.
  3. Учреждение образования обеспечивает наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии, позволяющих реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам.
  4. Библиотечный фонд школы комплектуется научной, учебной, методической, справочной и художественной литературой в установленном порядке с учетом специфики образовательного процесса.
  5. Материально-технические условия для функционирования допрофильного и профильного классов создаются директором школы за счет средств отдела образования и средств, полученных из дополнительных источников финансирования, которые не запрещены законодательством Республики Беларусь.
свернуть

Программа осуществления допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Государственном учреждении образования «Средняя школа №13 г.Слуцка»

Программа осуществления допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Государственном учреждении образования «Средняя школа №13 г.Слуцка»

п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Организационно-управленческие аспекты введения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

1.

Ознакомление педагогического коллектива с нормативной правовой базой по вопросу введения допрофильной подготовки и профильного обучения, особенностями организации обучения в профильных классах

сентябрь

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

2.

Проведение инструктивно-методических совещаний при директоре и заместителе директора по теме «Об организационно-педагогических мерах в управленческой деятельности по реализации допрофильной подготовки и профильного обучения»

сентябрь

Ралько В.В., директор школы;

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

3.

Предварительное изучение образовательных запросов учащихся VII-IX классов и их законных представителей о выборе учебных предметов для изучения на повышенном уровне

апрель-май

 

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе, Ермакова С.В., педагог-психолог

4.

Заявка об открытии X профильных классов (групп) с учетом наличия условий и ресурсного (кадрового, информационного, материально-технического, финансового) обеспечения и на основе результатов анализа принятие решения об открытии допрофильных, профильных классов

до 20 июня

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе,

5.

Формирование целесообразной модели допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в учреждении образования с учетом кадрового потенциала, учебно-методических ресурсов, материально-технического обеспечения

до 20 июня

Ралько В.В., директор школы;

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

6.

Формирование VIII допрофильных и X профильных классов (профильных групп) на основании заявлений законных представителей выпускников IX классов

до 29 августа

Ралько В.В., директор школы;

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

7.

Подготовка приказа об открытии VIII допрофильных и X профильных классов (профильных групп)

до 29 августа

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

8.

Составление и согласование учебных планов учреждения образования

на начало учебного года

Ралько В.В., директор школы, Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

9.

Проведение анкетирования учащихся VIII, X, XI классов по удовлетворенности выбора профиля (эффективности модели профильного обучения в учреждении образования)

ежегодно

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе, Ермакова С.В., педагог-психолог

10.

Анализ эффективности модели профильного обучения в учреждении образования на совещаниях при директоре, педагогическом совете

ежегодно

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

Методическое сопровождение допрофильной подготовки

и профильного обучения учащихся

11.

Обсуждение на заседаниях предметных учебно-методических объединений нормативных правовых документов по вопросу введения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Рассмотрение особенностей организации образовательного процесса в условия профильного обучения

ежегодно

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

12.

Организация деятельности проблемных, творческих групп педагогов, участие в работе городских творческих групп, осуществляющих образовательный процесс в профильных классах и в деятельности городских творческих групп для осуществления допрофильной подготовки.

сентябрь,

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе, руководители предметных УМО

13.

Реализация системы консультирования педагогических работников по вопросам введения допрофильной подготовки и профильного обучения, оказание адресной методической помощи при планировании образовательного процесса в профильных классах и группах, при подготовке и проведении учебных, стимулирующих и факультативных занятий

в течение учебного года

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе, Трафимчик Е.А.,

заместитель директора по учебной работе

14.

Организация участия педагогических работников в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения

в течение учебного года

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе,

Трафимчик Е.А.,

заместитель директора по учебной работе

15.

Организация и проведение семинаров-практикумов, мастер-классов с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов, освоения ими современных образовательных технологий (либо отдельных приемов) и методик, эффективных форм организации образовательного процесса

в течение учебного года

Трафимчик Е.А.,

заместитель директора по учебной работе

16.

Проведение конференций педагогов, фестивалей педагогических идей, круглых столов с целью создания условий для профессиональной коммуникации по вопросам профильного обучения, распространения эффективного педагогического опыта в вопросах организации допрофильной подготовки и профильного обучения

в течение учебного года

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе,

17.

Координация процессов самообразования в рамках допрофильной подготовки, профильного обучения

в течение учебного года

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе,

Трафимчик Е.А.,

заместитель директора по учебной работе

В сотрудничестве с руководителями школьных

учебно-методических объединений

18.

Подготовка необходимых нормативных правовых документов для введения профильного обучения в учреждении образования: программ введения профильного обучения на 2022-2023 учебный год, планов мероприятий по реализации программы

до 1 сентября

Руководство

Учреждения образования

19.

Обеспечение рационального распределения функциональных обязанностей между членами руководства, педагогическими работниками учреждения образования в контексте допрофильной подготовки и профильного обучения

август

Ралько В.В., директор школы

20.

Изучение участниками образовательного процесса нормативных правовых документов и информативно-методических рекомендаций, касающихся введения допрофильной подготовки и профильного обучения на III ступени общего среднего образования

в течение учебного года

Учителя учебных предметов, работающие в допрофильных, профильных классах, Ермакова С.В., педагог-психолог

21.

Информационное обеспечение профильного обучения (размещение информации на официальных сайтах учреждений общего среднего образования, информационных стендах, обсуждение вопросов организации профильного обучения на родительских собраниях и т.д.)

в течение учебного года, апрель-май

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

22.

Изучение запросов учащихся и их законных представителей по организации допрофильной подготовки и профильного обучения

в течение учебного года

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

6.      23.

Формирование модели профильного обучения в учреждении образования с учетом запросов учащихся и оценки возможностей учреждения образования (наличие необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов)

ежегодно,

апрель-май

Ралько В.В., директор школы;

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

24.

Заседание комиссии по рассмотрению заявлений законных представителей на прием в допрофильный и профильный класс; представление кандидатов на зачисление в VIII допрофильный и X профильный классы (профильную группу)

до 29 августа ежегодно

Ралько В.В., директор школы;

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе; члены комиссии

25.

Организация зачисления учащихся в допрофильные и профильные классы (профильные группы)

август ежегодно

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

26.

Проведение анкетирования учащихся VII-IX классов с целью диагностики их профессиональных склонностей и интересов, готовности к осмысленному выбору профиля обучения на II и III ступенях общего среднего образования

в течение учебного года

Ермакова С.В.,

педагог-психолог

27.

Организация допрофильной подготовки учащихся VI-IX классов

в течение учебного года

Ралько В.В., директор школы;

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

28.

Проведение диагностики затруднений участников образовательного процесса в организации допрофильной подготовки и профильного обучения с целью планирования дальнейшей работы по методическому сопровождению введения допрофильной подготовки

в течение учебного года

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе, Ермакова С.В., педагог-психолог

29.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки допрофильной подготовки и профильного обучения в учреждении образования

в течение учебного года

Ермакова С.В., педагог-психолог

30.

Обновление материально-технической базы, информационно-образовательной среды необходимой для работы допрофильных и профильных классов

в течение учебного года

Ралько В.В., директор школы

31.

Обеспечение наличия оснащенных кабинетов учебных предметов, позволяющих в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам

в течение учебного года

Ралько В.В., директор школы

32.

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса (в том числе при составлении расписания учебных занятий)

в течение учебного года

Ковалевич В.В., заместитель директора по учебной работе

33.

Совершенствование системы профориентационной работы в учреждении образования

в течение учебного года

Санько Е.В., заместитель директора по воспитательной работе, Ермакова С.В., педагог-психолог

34.

Формирование эффективной системы взаимодействия учреждения образования с учреждениями среднего специального, высшего, дополнительного образования с учетом особенностей модели профильного обучения

в течение учебного года

Ралько В.В., директор школы;

Степанович Н.В.,

заместитель директора по учебной работе

 

 

Заместитель директора          (подпись)                       Н.В. Степанович

свернуть

Допрофильная подготовка и профильное обучение как основа профессионального самоопределения учащихся

Допрофильная подготовка и профильное обучение как основа профессионального самоопределения учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.

Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

Допрофильная подготовка – это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. Ее цель в определенной степени противоположна цели профильного обучения – не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической и информационной деятельности по сопровождению учащихся.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовлены к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Приоритетными задачами здесь являются:

  • выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;
  • оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;
  • развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;
  • оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и родителям учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;
  • отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;
  • формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:

  1. развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и современном рынке труда;
  2. приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
  3. обеспечение успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.

Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом и условиями принятия профессионального решения; с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение дней открытых дверей и др.

Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.

Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:

  • способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
  • оказывает помощь обучающемуся в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея опережающего профконсультирования, то есть с учетом не только того, что есть сейчас, но и возможных будущих изменений в обществе;
  • развивает способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, адаптироваться в реальном мире, совершать верный профессиональный и жизненный выбор, способствует формированию так называемого действенного социального оптимизма, т.е. стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации.

Целесообразно, начиная с VII класса, проводить с учащимися системную профориентационную работу, которая окажет им помощь в профессиональном и личностном самоопределении. Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся играет психологическая служба учреждения общего среднего образования. Данный подход основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профиля обучения учащимся во многом определяются особенностями социально-психологического развития личности ребенка.

Психологическое сопровождение учащихся в ходе допрофильной подготовки включает: проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе ими дальнейшей сферы деятельности; обработку и анализ результатов психодиагностики; осуществление «обратной связи» на основе анализов результатов диагностики, составление и реализацию индивидуальных коррекционных программ (при необходимости); выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

Неотъемлемая составляющая допрофильной подготовки – организация и проведение факультативных занятий, которые предназначены для расширения общего кругозора учащихся, формирования их личностных качеств, развития творческого потенциала и направлены на удовлетворение запросов и интересов обучающихся.

Логическим продолжением допрофильной подготовки учащихся является профильное обучение.

Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавая возможности для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. Оно создает предпосылки для реализации личностно ориентированного образовательного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.

В процессе профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения; социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.

Качество профильного обучения учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.

Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, а также профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной жизнедеятельности.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:

  • осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей, учащихся III ступени общего среднего образования;
  • реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления учащимся возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;
  • расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;
  • формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;
  • повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.

В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:

  1. следовать за естественным развитием личности учащегося;
  2. обеспечивать условия для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой;
  3. обеспечивать в рамках объективно данной учащемуся социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Особенность профильного обучения такова, что оно предполагает наличие широкого спектра индивидуальных образовательных программ для более полного удовлетворения интересов, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать возможности не только данного учреждения общего среднего образования, но и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к данной работе специалистов разных профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для профильной школы.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения профильного обучения являются:

  • психологическая диагностика учащихся, направленная, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; она определяет характер ожиданий учащимися помощи специалистов и их поддержки в профессиональном самоопределении;
  • консультационная работа с педагогами и родителями, которая призвана оказать им содействие в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей в их профессиональном определении, скорректировать субъект – субъективные отношения в процессе решения учащимися вопросов выбора;
  • методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей, методической службы, опытных коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;
  • профилактическая работа, осуществляемая педагогом-психологом и педагогом социальным и направленная, прежде всего, на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;
  • коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;
  • аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения ориентирован на становление уникальности личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность и мультидисциплинарность, позволящие осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (учителя, педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя, воспитателя и др.).

Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей страны.

В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

  • владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;
  • разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной подготовки учащихся;
  • осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;
  • проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности;
  • определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;
  • оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
  • использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета;
  • осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально значимых личностных качеств;
  • осуществляет мониторинг личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);
  • содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;
  • развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности в освоении содержания предмета на повышенном уровне.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, законных представителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и охватывает всех субъектов образовательных отношений.

Работая с классным коллективом и каждым учащимся, классный руководитель:

  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;
  • выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
  • оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;
  • устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;
  • проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;
  • формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития познавательных интересов и нравственных ценностей);
  • развивает у обучающихся навыки общения;
  • проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона, выставок; тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);
  • содействует получению учащимися дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;
  • осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;
  • проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;
  • ведет карту личностного развития учащихся.

Работа классного руководителя с педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:

  • проведение индивидуальных консультаций с педагогами по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов;
  • оказание педагогам помощи в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;
  • вовлечение педагогов в проведение совместных внеучебных тематических мероприятий.

Работа с родителями учащихся направлена на:

  • организацию родительского лектория;
  • проведение тематических классных родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы особенностей организации допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и семьи в выборе ребенком профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;
  • налаживание и поддержание связи семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях;
  • организацию и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и их родителями;
  • привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;
  • осуществление индивидуального консультирования родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов.
свернуть