Профессиональное обучение

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приказ об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих в Х-ХI классах учреждений общего среднего и специального образования

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об организации в 2023/2024 учебном году профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»;

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________________А. В. Кадлубай

« 31 »  июля    2023  г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X (XI)–XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

По завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI)–XI (XII) классов учреждений общего среднего образования (далее – УОСО), специальных школ, специальных школ-интернатов, кроме специальных школ, специальных школ-интернатов для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (далее – УСО) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» проводится квалификационный экзамен с целью подтверждения учащимися результатов освоения данной образовательной программы. Порядок проведения квалификационного экзамена определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.10.2022 № 367 (далее – Правила проведения аттестации).

Учащиеся XI (XII) классов УОСО (УСО), завершившие освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), сдают квалификационный экзамен. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство государственного образца о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего).

Квалификационный экзамен состоит из квалификационной пробной работы, выполняемой в период производственного обучения (производственной практики), и экзамена по результатам теоретического обучения, на который в учебном плане отведено 6 часов.

К экзамену по результатам теоретического обучения допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов.

Учащиеся XI (XII) классов УОСО (УСО) не допускаются к квалификационному экзамену по учебному предмету «Трудовое обучение» в случае, если:

имеют итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» ниже 3 (трех) баллов;

не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы;

имеют пропуски занятий, превышающие 30 и более процентов учебных часов за весь период обучения по учебному предмету «Трудовое обучение».

Во всех перечисленных случаях учащимся выдается справка об обучении (образец заполнения приложение 1).

Образцы свидетельства о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) и справки об обучении определены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274. Согласно пункту 99 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274, вышеназванные документы об обучении вручаются персонально учащимся под подпись в книге учета и выдачи документов об обучении.

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе УОСО (УСО). Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. Отметка по итогам квалификационного экзамена не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение».

Учащемуся, который по состоянию здоровья освобожден от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», соответственно за четверть, учебный год вносится запись «освобожден(а)», учащийся квалификационный экзамен не сдает.

Для проведения квалификационного экзамена создается квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек. Квалификационная комиссия утверждается руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), не позднее чем за две недели до начала квалификационного экзамена. Председателем квалификационной комиссии назначается педагогический работник либо специалист иной организации, имеющий высшее образование по соответствующему профилю (направлению) образования и занимающий должность согласно полученной квалификации. Председателем квалификационной комиссии не может быть педагогический работник, участвующий в образовательном процессе по профессиональной подготовке учащихся. При реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по I и II моделям кандидатура председателя квалификационной комиссии согласовывается с учредителем учреждения образования. В состав квалификационной комиссии могут включаться педагогические работники УОСО, УСО, учреждений образования, реализующих программы профессионально-технического, образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования (далее – УВО), иных учреждений образования, на базе которых реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), участвующих в образовательном процессе по профессиональной подготовке учащихся или имеющих образование по соответствующему профилю, а также специалисты других организаций соответствующих видов производственной деятельности с их согласия и по согласованию с руководителем по основному месту работы.

Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Правилами проведения аттестации. Некоторые формы документов, содержащиеся в Правилах проведения аттестации, приведены в соответствии с особенностями реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» и содержатся в данных рекомендациях.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Расписание квалификационных экзаменов составляется заместителем руководителя учреждения образования (руководителем структурного подразделения), утверждается руководителем учреждения образования, осуществляющего реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI)–XI (XII) классов УОСО (УСО) за две недели до их начала и доводится до сведения руководителей УОСО (УСО), которые в свою очередь должны ознакомить с данной информацией учащихся, родителей (законных представителей) учащихся.

 

2.1. Порядок и правила проведения квалификационной пробной работы

Квалификационная пробная работа выполняется на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики. В процессе выполнения квалификационной пробной работы учащиеся должны продемонстрировать степень владения профессиональными знаниями и умениями в самостоятельном выполнении работ в соответствии с требованиями к рабочим (служащим), определяемыми тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, профессиональными стандартами.

С целью подготовки рабочих мест для проведения квалификационной пробной работы, необходимого оборудования и инструмента, сырья и материалов и др. разрабатывается перечень квалификационных пробных работ за месяц до их проведения. Если учащиеся проходят производственную практику в нескольких организациях, то перечень квалификационных пробных работ разрабатывается применительно к каждой из организаций.

На выполнение квалификационной пробной работы предусматривается до 6 учебных часов. Конкретный объем учебного времени, отводимого на выполнение квалификационной пробной работы, определяется в процессе календарно-тематического планирования по учебному предмету «Трудовое обучение».

При разработке перечня квалификационных пробных работ следует учитывать, что работы (задания) должны:

соответствовать требованиям тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик, профессиональных стандартов и содержанию производственного обучения в рамках освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочего (служащего);

отражать специфику содержания трудовой деятельности организации, на базе которой была организована производственная практика учащихся;

обеспечивать нагрузку учащихся в установленное время;

обеспечивать возможность использования прогрессивных форм организации труда, применения новейших инструментов и материалов.

Форма перечня квалификационных пробных работ учащихся и пример ее заполнения приводится в приложении 2.

Перечень квалификационных пробных работ разрабатывается мастером производственного обучения, рассматривается на заседании методической комиссии (методического объединения) и утверждается заместителем руководителя учреждения образования по согласованию с организацией (в случае выполнения квалификационных пробных работ в организации).

Учащемуся, приступающему к выполнению квалификационной пробной работы выдается наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы. Форма наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы с примером ее заполнения представлена в приложении 3.

При заполнении наряда-задания уточняются наименование квалификационной пробной работы, уровень квалификации (разряд, при наличии), норма времени на выполнение квалификационной пробной работы. Выдача наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы, расчет нормы времени производится мастером производственного обучения при участии ответственного лица, проводившего обучение учащихся в организации.

После выполнения квалификационной пробной работы наряд-задание на ее выполнение подписывается руководителем структурного подразделения организации, в которой данная работа выполнялась.

По результатам выполнения квалификационной пробной работы заполняется заключение на квалификационную пробную работу (приложение 4). При этом при заполнении строки «По нормам времени на работу отведено _____ часов» следует учитывать нормы, установленные в наряд-задании на выполнение квалификационной пробной работы.

В строке «фактически затрачено» указывается время, за которое учащийся выполнил квалификационную пробную работу.

При описании производственных показателей, достигнутых учащимся, следует отразить:

степень правильности ведения технологического процесса;

степень самостоятельности выполняемых работ;

выполнение установочных норм (при наличии);

уровень качества выполняемых работ (недостаточный, достаточный, высокий, иное);

уровень сформированности умений, навыков при выполнении требуемых работ (недостаточный, достаточный, высокий, иное);

соблюдение требований по охране труда, пожарной и экологической безопасности, безопасных методов и приемов работы и др.

 

2.2. Порядок и правила проведения экзамена по результатам теоретического обучения

На экзамене по результатам теоретического обучения учащиеся должны продемонстрировать знания:

порядка и правил выполнения соответствующих видов работ;

назначения используемых материалов, оборудования, инструмента;

порядка и правил чтения графической документации;

основ охраны труда, пожарной и экологической безопасности и требования к ним;

основ экономики, трудового права, этики и психологии деловых отношений, информационных и коммуникационных технологий с учетом содержания и характера трудовой деятельности.

Экзамен по результатам теоретического обучения проводится по билетам или тестам, которые составляются педагогическими работниками учреждения образования, специалистами иных организаций и утверждаются заместителем руководителя (руководителем структурного подразделения) учреждения образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

Содержание экзаменационных билетов в полном объеме должно отражать содержание учебных программ по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), утвержденных в установленном порядке и разработанных с учетом требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, профессиональных стандартов и общих положений ЕТКС, квалификационных характеристик служащих и общих положений ЕКСД.

На проведение экзамена по результатам теоретического обучения отводится не более 15 минут на одного учащегося. Для подготовки к ответу учащемуся отводится не менее 20 минут.

Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2–4 вопроса.

При формулировке вопросов (заданий), включаемых в состав экзаменационных билетов, рекомендуется учитывать, что содержание вопросов (заданий) должно обеспечивать возможность оценки учебных достижений учащихся в таких образовательных областях, как технология, техника, материаловедение, графика, экономика, организация и управление, охрана труда, охрана окружающей среды, основы права, этика и психология деловых отношений, информационные и коммуникационные технологии.

Вопросы и задания должны быть краткими и понятными, исключающими различное их толкование. Приведем примеры неудачно сформулированных вопросов и заданий:

Пример 1. Как измерить глубину отверстия, высверленного в металлической детали?

Вопрос задан недиагностично. Из его содержания не ясно, что должен делать обучающийся: то ли объяснять порядок и правила измерения глубины отверстия, то ли выполнять данную операцию, демонстрируя приемы и последовательность ее выполнения. Правильно данное задание формулируется следующим образом: «Объясните порядок и правила измерения глубины отверстия, высверленного в металлической детали».

Пример 2. Однофазный асинхронный электродвигатель.

И в этом примере формулировка задания недиагностична. Из нее совершенно не ясно, что требуется от обучающегося: высказать самое общее суждение об однофазном асинхронном электродвигателе или осознанно и осмысленно изложить принцип его действия, то ли обосновать возможные неисправности, то ли произвести его разборку и сборку и т. п. Правильными будут следующие формулировки: «Объясните принцип действия однофазного асинхронного электродвигателя», «Какие неисправности в работе однофазного асинхронного электродвигателя могут возникнуть при чрезмерном изнашивании щеток? Ответ обоснуйте».

При формулировке вопросов (заданий) следует опираться на требования к результатам учебной деятельности учащихся, которые установлены применительно к каждой из подтем содержания учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Например, в содержании учебной программы профессиональной подготовки рабочих по профессии «Печник» предусматривается изучение темы «Материалы для печных работ». В результате изучения одной из подтем данной темы учащийся должен уметь:

объяснять технологию производства чугуна и стали;

описывать виды стали, основные свойства;

излагать меры защиты металлов от коррозии, виды стальной арматуры и арматурных изделий, закладных деталей и анкерных устройств; описывать сортамент сталей, арматурных холоднотянутых проволок, сварных арматурных сеток и прокатных профилей металла;

объяснять требования стандартов, технические условия на арматурные стали, свойства стали, правила транспортирования, хранения, маркировки, приемки арматурных сталей;

объяснять условные обозначения арматурных сталей на чертежах и спецификациях;

называть вентиляционные детали, трубные прокладки, виды арматурных каркасов и блоков.

Исходя из данных требований, можно предложить следующие формулировки вопросов (заданий) для экзаменационных билетов экзамена по результатам теоретического обучения учащихся:

изложите меры защиты металлов от коррозии;

объясните требования стандартов и технические условия на арматурные стали;

объясните условные обозначения арматурных сталей на чертежах;

назовите вентиляционные детали, виды арматурных каркасов и блоков и др.

Пример оформления экзаменационного билета № 1 по профессии «Швея» приведен в приложении 5.

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

При оценивании результатов квалификационных пробных работ, ответов учащихся на экзамене по результатам теоретического обучения следует использовать «Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “Трудовое обучение” в X (XI)–XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» (приложение 6).

Вследствие того, что квалификационная пробная работа проводится на учебном занятии по производственному обучению, ее выполнение обязательно для всех учащихся, сдающих квалификационный экзамен, с выставлением в журнал отметки за урок. При получении отметки по квалификационной пробной работе ниже трех баллов или ее невыполнении по уважительной (неуважительной) причине учащийся не допускается к сдаче экзамена по результатам теоретического обучения. Таким учащимся предоставляется право повторного выполнения квалификационной пробной работы в срок до сдачи экзамена по результатам теоретического обучения или в иной срок по усмотрению квалификационной комиссии. Решение о повторном выполнении квалификационной пробной работы фиксируется в наряде-задании на выполнение квалификационной пробной работы. При повторном выполнении квалификационной пробной работы выдается новый наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы и оформляется новое заключение на квалификационную пробную работу.

В случае повторного получения по результатам выполнения квалификационной пробной работы отметки ниже трех баллов или повторной неявки без уважительной причины для выполнения квалификационной пробной работы учащийся к экзамену по результатам теоретического обучения не допускается и ему выдается справка об обучении государственного образца.

Отметки, полученные учащимися по результатам выполнения квалификационной пробной работы, объявляются учащимся в день выполнения квалификационной пробной работы.

Перед началом квалификационного экзамена по результатам теоретического обучения квалификационной комиссии представляются следующие документы:

приказ по учреждению образования о допуске учащихся к сдаче квалификационного экзамена;

дневник учета производственного обучения (производственной практики) (приложение 7);

наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы;

заключение на квалификационную пробную работу.  

Ответ учащегося на каждый вопрос (задание) экзаменационного билета оценивается отдельно. Экзаменационная отметка каждого из членов квалификационной комиссии определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных за каждый вопрос (задание) экзаменационного билета.

Итоговая отметка по результатам квалификационного экзамена выставляется как среднее арифметическое отметок за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

При определении среднего арифметического отметок необходимо учитывать, что если при округлении чисел первая из отделяемых цифр после запятой меньше 5 (0, 1, 2, 3, 4), то последняя из оставляемых цифр остается без изменений (увеличение не производится). Если при округлении чисел первая из отделяемых цифр после запятой равна 5 и больше 5 (6, 7, 8, 9), то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу.

Если учащийся не ответил по билету (не выполнил тестовое задание), квалификационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету (выполнить другое тестовое задание). При этом в протоколе заседания квалификационной комиссии (приложение 8) за экзамен по результатам теоретического обучения вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает квалификационная комиссия.

Отметки, полученные учащимися по результатам экзамена по теоретическому обучению, итоговые отметки по результатам квалификационного экзамена, решение квалификационной комиссии о присвоении разряда (при наличии) объявляются учащимся в день окончания квалификационного экзамена. Итоги экзамена по результатам теоретического обучения оформляются в экзаменационной ведомости (приложение 9).

Учащимся, не сдававшим квалификационный экзамен в установленный срок по уважительной причине, предоставляется возможность его сдачи в срок, определяемый учреждением образования, на базе которого осуществлялась реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Учащимся, не сдавшим квалификационный экзамен в установленный срок без уважительной причины или не получившим положительную отметку по результатам сдачи квалификационного экзамена, предоставляется право повторной сдачи квалификационного экзамена в срок, определяемый учреждением образования, осуществляющим реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Учащиеся, не явившиеся для повторной сдачи квалификационного экзамена без уважительных причин или не получившие положительную отметку по его результатам, считаются не сдавшими квалификационный экзамен. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении государственного образца.

Квалификационный экзамен целесообразно провести до 25 мая текущего учебного года.

 

 

Приложение 1

                         Государственное учреждение образования                                      

(полное официальное наименование учреждения образования, иной организации,

                                «Средняя школа № 1002 г. Минска»                                         

индивидуального предпринимателя)

 

СПРАВКА ОБ ОБУЧЕНИИ С № 0000000

 

Настоящий документ свидетельствует о том, что _                   Белова                                     

(фамилия, собственное имя,

                                                                    Ольга Алексеевна                                                        

отчество (если таковое имеется))

осваивал(а) образовательную программу         профессиональной подготовки                

(образовательная программа)

                рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»      

по специальности, квалификации (профессии рабочего, должности служащего))

                                           8153-010 «Швея»                                                                        

(код и наименование специальности, квалификации (профессия рабочего, должность служащего)

_______________________________________________________________________________

профилизации __________________________________________________________________

(наименование профилизации)

с    01       сентября     2021   г. по  25     мая   2023 г. в                       очной                   

форме получения образования за счет средств                                                                       

(бюджета)

Справка выдана в связи с отчислением                             по завершении обучения,               

(основания отчисления,

                                                  приказ от 25.05.2023 № 98                                                

дата и номер приказа об отчислении)

 

За время обучения                   Белова О. А.                                                              

(фамилия, инициалы)

прошел (ла) теоретическую подготовку в объеме

70

уч. часов

1. Технология швейного производства

19

уч. часов

2. Оборудование швейного производства

12

уч. часов

3. Материаловедение

5

уч. часов

4. Спецрисунок

6

уч. часов

5. Основы экономики

4

уч. часов

6. Охрана труда

7

уч. часов

7. Охрана окружающей среды

4

уч. часов

8. Основы трудового права

4

уч. часов

9. Этика и психология деловых отношений

5

уч. часов

10. Информационные и коммуникационные технологии

4

уч. часов

 

прошел (ла) производственное обучение в объеме        уч. часов

в том числе производственную практику в объеме        уч. часов

 

Руководитель,

индивидуальный предприниматель      _______________              Лагутина О. Н.         

(подпись)                     (фамилия и инициалы)

_________________________________             _______________         __________________________

(подпись)                     (фамилия и инициалы)

_________________________________             _______________         __________________________

(подпись)                     (фамилия и инициалы)

М.П.

Город        Минск                   25            мая                      2023   г.

 

Приложение 2

 

                  ОАО «Кормянский комбинат бытового обслуживания»                    

(наименование организации, учреждения образования)

 

СОГЛАСОВАНО

 

 

_________________________

__  ____________  20__ г.

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель руководителя

учреждения образования

__________________________

__  _____________  20__ г.

 

(в случае выполнения квалификационной

пробной работы в организации)

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

квалификационных пробных работ учащихся класса (учебной группы)

                  11 класса, осваивающих профессию «Швея» 2 (второго) разряда             

 

№ п/п

Фамилия, собственное имя,

отчество (если таковое имеется) учащегося

Наименование работы

Уровень квалификации выполняемой работы

(разряд, при наличии)

1.

Иванова Мария Петровна

Изготовление салфетки

2 разряд

2.

Петрова Ирина Ивановна

Обработка низа изделия и рукавов

2 разряд

 

 

 

 

 

 

Мастер производственного обучения ____________          Н. А. Сидорова           

(подпись)                               (инициалы, фамилия)

 

Председатель методической комиссии

(методического объединения)              ____________       О. А.  Алексеева            

(подпись)                                 (инициалы, фамилия)

 

Протокол заседания методической комиссии (методического объединения)

№ _______  от ___  _____________ 20___

Приложение 3

 

                          ОАО «Кормянский комбинат бытового обслуживания»                       

(наименование организации, учреждения образования)

 

 

НАРЯД-ЗАДАНИЕ

на выполнение квалификационной пробной работы

 

 

Учащийся                            Иванова Мария Петровна                                                        

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется))

Класс (учебная группа)                     11 «А» класс                                                               

 

Учреждение образования                 ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»                  

(наименование учреждения образования)

 

Профессия рабочего (должность служащего)             8153-10 «Швея»                            

 

 18         мая      2023  г.

 

 

Наименование квалификационной пробной работы

Разряд

(при наличии)

Норма времени на выполнение квалификационной пробной работы

Примечание

Изготовление салфетки

2

2 часа

 

 

 

 

                 Начальник цеха                     ___________       А. В. Карпов             

(должность руководителя структурного подразделения                (подпись)                               (инициалы, фамилия)

организации)

 

Мастер производственного обучения ____________          Н. А. Сидорова           

(подпись)                                                (инициалы, фамилия)

 

 

Приложение 4

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на квалификационную пробную работу

 

Составлено  18.05.2023                           о том, что учащийся                                       

                                              Иванова Мария Петровна                                                  

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется))

выполнил(а) квалификационную пробную работу                                                       

                                           Изготовление салфетки                                                      

(наименование квалификационной пробной работы)

по профессии (должности служащего)                «Швея» 2 (второго) разряда        

                                                                                                                                           

(наименование профессии рабочего, разряд (при наличии), должности служащего)

Самостоятельно выполнила весь комплекс работ, предусмотренный нарядом-заданием на выполнение квалификационной пробной работы.                                           

Осуществляла выполнение обязанностей в рамках соответствующих требований ЕТКС.                                                                                                                                        

 (краткая характеристика выполнения работы (в т. ч. правильность и

 Соблюдала требования и нормы, предъявляемые к качеству выполнения заданий.      

самостоятельность ведения технологического процесса, качественные показатели, умения и навыки работ,

Применяла безопасные методы и приемы работы, соблюдала требования по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды.                                        

соблюдение правил охраны труда и иное), соответствие разряду)

По нормам времени на работу отведено                2                                 часа,

фактически затрачено          2                         часа.

Отметка за квалификационную пробную работу                 9 (девять)               

(по десятибалльной шкале)

Выполненная квалификационная пробная работа соответствует присваиваемому уровню квалификации (разряду, при наличии) по профессии рабочего (должности служащего)                                       2 (второму) разряду                                          

                                       по профессии «Швея»                                                           

 (наименование квалификации рабочего (должности служащего), уровень квалификации)

 

Руководитель структурного

подразделения организации

ОАО «Кормянский комбинат

(наименование организации,

бытового обслуживания»                     ______________       А. В. Карпов           

учреждения образования)                                                                       (подпись)                          (инициалы, фамилия)

 

Мастер производственного обучения ____________          Н. А. Сидорова           

(подпись)                           (инициалы, фамилия)

 

Приложение 5

 

 

                                                  ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»                   

(наименование учреждения образования)

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель руководителя

учреждения образования

__________________________

  20          марта       20   23   г.

 

 

Класс (учебная группа)                     11 «А» класс                                                     

 

Профессия рабочего (должность служащего)    «Швея» 2 (второго) разряда      

 

 

Экзаменационный билет №     1     

 

 

  1. Назовите виды ручных стежков, опишите их назначение и применение.  
  2. Опишите классификацию тканей по волокнистому составу.
  3. Охарактеризуйте безопасные методы и приемы при работе с электрическим утюгом.  
  4. Опишите формы и системы оплаты труда на предприятиях швейного производства.

 

 

Учитель

(преподаватель,

мастер производственного обучения) __________       Н. А. Сидорова  

(подпись)                        (инициалы, фамилия)

 

 

Протокол заседания методической комиссии (методического объединения)

№ _______  от ___  _____________ 20___

 

 

 

Приложение 6

 

Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности

учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»

в X (XI)–XI (XII) классах учреждений общего среднего и

специального образования

 

Отметка в баллах

Показатели оценки

Теоретическое обучение

Производственное обучение

1 (один)

Узнавание отдельных объектов  изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т. д.)

Неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера производственного обучения учреждения образования (далее – мастера)

2 (два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий

Недостаточно точное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; недостаточное умение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

3 (три)

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу

Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение важнейших требований технических нормативных правовых актов, технической документации; незначительное невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

4 (четыре)

Недостаточное осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок

Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера

5 (пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок

Достаточно самостоятельное выполнение работ и контроля качества выполняемых операций с помощью мастера; самоконтроль за выполняемыми действиями; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

6 (шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок

Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью мастера в отдельных случаях; выполнение большинства требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны отдельные несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

7 (семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок

Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью мастера в единичных случаях; самоконтроль     за выполнением действий; выполнение требований технических нормативных правовых актов; технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера

8 (восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование  программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок

Достаточно уверенное и точное владение приемами работ; контроль качества выполняемых операций с незначительной помощью мастера; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся

9 (девять)

Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала; оперирование  программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)

Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся

10 (десять)

Свободное оперирование  программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений выполнения различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности

 

 

 

 

Приложение 7

Титульный лист

                   ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»                      

(наименование учреждения образования, на базе которого осуществляется

профессиональная подготовка рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»)

 

 

ДНЕВНИК

учета производственного обучения

(производственной практики)

 

                                      Иванова Мария Петровна                                          

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) учащегося)

 

Класс (учебная группа) №             11 «А» класс                                                       

 

                                               8153-010 «Швея»                                              

(наименование профессии рабочего (должности служащего))

Место проведения производственного обучения            ОАО «Кормянский комбинат бытового обслуживания»                                                                                                      

Мастер производственного обучения от учреждения образования

                                       Сидорова Наталья Александровна                                                

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется))

Мастер (инструктор) производственного обучения от организации (предприятия)

                                        Ситник Светлана Ивановна, начальник участка                       

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность)

Начало обучения          12.01.2023                        Окончание обучения   18.05.2023    

 

Дата

Содержание выполняемых учебно-производственных работ

Уровень квалификации работ

(разряд, при наличии)

Количество часов

Отметка

Подпись мастера (инструктора) производствен ного обучения от организации (предприятия)

Подпись мастера производственного обучения от учреждения образования

При мечание

12.01.2023

 

 

Изготовление столового белья

 

2

6

7

Ситник С. И.

Сидорова Н. А.

 

19.01.2023

Обработка срезов скатерти

 

 

2

 

4

8

 

Ситник С. И.

Сидорова Н. А.

 

 

……

 

 

 

 

 

 

18.05.2023

Выполнение квалификационной пробной работы

 

2

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

                                   ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»                                             

(наименование учреждения образования)

 

Протокол №     1    

заседания квалификационной комиссии

 

   23           мая      2023  г.

О проведении квалификационного экзамена

 

Присутствовали:

Председатель квалификационной комиссии

                                    И. Л. Смирнова                   

(инициалы, фамилия)

члены квалификационной комиссии:

                           М. П. Андреева                 

(инициалы, фамилия)

                          И. С. Орлова                      

(инициалы, фамилия)

                           А. А. Ткачук                      

(инициалы, фамилия)

Результаты решения квалификационной комиссии

п/п

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) учащегося

Наименование, номер (при наличии) УОСО (УСО)*

Результаты

квалификационного экзамена

Решение квалификационной комиссии

Примечание

Отметка за выполнение квалифика ционной пробной работы

Отметка по результатам теоретического обучения

Итоговая отметка

Профессия рабочего (должность служащего)

Присвоен ный разряд

(при наличии)

1

Иванова Мария Петровна

ГУО «СШ № 1 г. п. Корма»

8 (восемь)

9 (девять)

9 (девять)

швея

2

 

2

Петрова Ирина Ивановна

ГУО «СШ № 1 г. п. Корма»

3 (три)

1 (один)

2 (два)

­

 

3

Фролова

Ольга

Алексеевна

ГУО «СШ № 2 г. п. Корма»

5 (пять)

 

 

 

 

не явился

*Данные сведения заполняются в случае наличия в классе (учебной группе) учащихся из разных УОСО (УСО).

 

Председатель

квалификационной комиссии     ______________           И. Л. Смирнова    

(подпись)                                (инициалы, фамилия)

Члены

квалификационной комиссии     ______________           М. П. Андреева     

(подпись)                                (инициалы, фамилия)

______________           И. С. Орлова         

(подпись)                                (инициалы, фамилия)

______________            А. А. Ткачук          

(подпись)                                (инициалы, фамилия)

 

Приложение 9

 

 

                                    ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»                                            

(наименование учреждения образования)

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ №        1       

 

Класс (учебная группа)                             11 «А» класс                                           

 

Профессия рабочего (должность служащего)               8153-10 «Швея»                         

 

Председатель квалификационной комиссии

                                      И. Л. Смирнова                   

(инициалы, фамилия)

члены квалификационной комиссии:

                           М. П. Андреева                 

(инициалы, фамилия)

                          И. С. Орлова                      

(инициалы, фамилия)

                           А. А. Ткачук                      

(инициалы, фамилия)

Дата проведения       23.05.2023       

 

п/п

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) учащегося

Номер экзаменационного билета

Отметка

1

Иванова Мария Петровна

3

9

2

Петрова Ирина Ивановна

6

2

3

Фролова Ольга Алексеевна

не явился

……….

 

 

20

………

 

 

 

Количество учащихся, допущенных к сдаче квалификационного экзамена     20    чел.

Количество учащихся, не явившихся на квалификационный экзамен            1      чел.

 

 

Председатель

квалификационной комиссии     ______________           И. Л. Смирнова    

(подпись)                                (инициалы, фамилия)

Члены

квалификационной комиссии     ______________           М. П. Андреева     

(подпись)                                (инициалы, фамилия)

______________           И. С. Орлова         

(подпись)                                (инициалы, фамилия)

______________            А. А. Ткачук          

(подпись)                                (инициалы, фамилия)

 

 

свернуть

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2023/2024 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Учебный план Государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 г. Слуцка» (далее – учреждение образования) разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 163 Кодекса Республики Беларусь об образовании (в ред. Закона Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-3) на основе типового учебного плана средней школы утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 мая 2022 г. № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі», с пунктом 13 статьи 283 Кодекса Республики Беларусь об образовании (в ред. Закона Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-3) и постановлением Министерства образования республики Беларусь от 24.08.2022 № 287 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі».
  2. Организация образовательного процесса в учреждении образования осуществляется в соответствии с:

Кодексом Республики Беларусь об образовании (в ред. Закона Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-3);

Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322  (далее – Положение);

Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь                                        от 27.12.2012 № 206 (в ред. от 03.05.2018 №39) (далее – Санитарные нормы и правила);

Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями                    к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь                                  от 07.08.2019 № 525 (в ред. постановления Совмина от 17.01.2022 №29) (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования);

Инструктивно-методическим письмом «Об организации                          в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий                             при реализации образовательных программ общего среднего образования», утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь Кадлубаем А.В. 31 июля 2023 г.;

Инструктивно-методическим письмом «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего                  и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь Кадлубаем  31.07.2023;

Приказом Министра образования от 01.06.2023 № 283 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в Х(XI)-XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования»;

Инструктивно-методическим письмом  «Об организации                   в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования» утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь Кадлубаем А.В. 25 августа 2023 г.;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь «Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования» от  03.08.2022 № 227;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь «Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования» от  03.08.2022 № 227.

  1. Учебный план учреждения образования разработан с учетом максимальной допустимой недельной учебной нагрузки учащихся учреждений общего среднего образования, которая установлена типовыми учебными планами общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120).
  2. Учебный план учреждения образования включает в себя перечень учебных предметов, изучаемых на базовом (базовом и повышенном) уровне, количество часов в неделю на изучение каждого из учебных предметов; количество учебных часов коррекционно-педагогических занятий классов интегрированного обучения и воспитания, в которых образовательный процесс осуществляется учителем и учителем-дефектологом; количество учебных часов                       на проведение факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, обязательную и максимальную допустимую недельную учебную нагрузку учащихся, общее количество часов, которые финансируются              за счет средств бюджета.

Учебные часы, выделенные на проведение факультативных занятий, распределяются на проведение стимулирующих                               и поддерживающих занятий, а также используются для деления классов      на группы  при изучении отдельных учебных предметов.

За счет часов, выделенных на проведение факультативных занятий, в каждом из IX классов проводится факультативное занятие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»

Всего по IX классам – 4 часа

8.3. на основании пункта 3 замечаний к Типовому учебному плану и в соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) (модель I) в X, XI классах в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» из расчета 6 учебных часов        в неделю на группу:

по профессии «Швея» (8153-010);

всего 1 группа6 часов;

по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» (4132-003);

всего 2 группы12 часов.

 

свернуть

Тематический план

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министра образования

Республики Беларусь

Примерный учебный план профессиональной подготовки рабочих (служащих) для разработки учебных планов учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной    подготовки         рабочих (служащих) для учащихся Х (XI)-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования

Компоненты, образовательные области

Количество учебных часов

1. Профессиональный компонент

 

92

1.1. Основы права

 

4

12. Деловые коммуникации

 

4

З. Основы        экономики, деятельности

предпринимательской

4

1.4. Информационные технологии

 

6

1.5. Охрана труда

 

12

1.6. Охрана окружающей среды

 

4

1.7. Технология

 

24

1.8. Техника

 

18

1.9. Материаловедение

 

10

1.10. Графика

 

6

1.11. Производственное обучение

 

зоо

1.11.1. Производственная практика

 

120

2. Компонент учреждения образования*

20

З. Консультации

2

4. Квалификационный экзамен

6

Итого

420

 

*При необходимости возможно уменьшение объема учебного времени в рабочих учебных планах (за исключением производственного обучения) не более чем на 12 часов в связи с нерабочими праздничными днями.

Перечень необходимых кабинетов, мастерских и иных учебных объектов

Кабинеты

Мастерские

Иные учебные объекты

 

 

 

 

 

 

Пояснения к примерному учебному плану

  1. На основании примерного учебного плана разрабатывается учебный план учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся Х (XI)-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования.
  2. Объем обязательной учебной нагрузки — 6 часов в неделю.

З. Производственное обучение планируется концентрированно или чередуется с теоретическим обучением.

  1. Сроки проведения производственного обучения, производственной практики, квалификационного экзамена определяются учреждением образования.
  2. Распределение времени, отведенного на компонент учреждения образования, осуществляется разработчиками учебных планов учреждения образования в соответствии с требованиями тарифноквалификационных (квалификационных) характеристик профессии рабочего (должности служащего), профессионального стандарта, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей служащих, и с учетом требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175.
  3. Перечень необходимых кабинетов, мастерских, иных учебных объектов определяется учреждением образования.
свернуть

Особенности специальности «4132 – 003»(оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) – 4 разряд)

Особенности специальности «4132 – 003»(оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) – 4 разряд)- https://kudapostupat.by/speciality/id/202

свернуть

Особенности  специальности «8153 -010» швея – 2 разряд

Особенности  специальности «8153 -010» швея – 2 разряд - https://adukar.by/news/shveya-professiya-dlya-umelyh-masterov

свернуть

Кадровое обеспечение

Информация по кадровому обеспечению при проведении учебного предмета «Трудовое обучение» по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №13 г.Слуцка»

№ п/п

Учреждение образования

Название профессии

ФИО учителя, образование, специальность (диплом), квалификация (диплом), стаж, квалификационная категория

 

 

юноши

девушки

 

 

Средняя школа №13 г. Слуцка

Оператор электронно-вычислитель

ных машин (персональных электронно-вычислительных машин – 4 разряд  (код профессии рабочего –

 4132-003

Технология производства швейных изделий.

Швея – 2 разряд (код профессии 8153-010

1. Семак Алла Олеговна, высшее, БГУ, 1992, специальность: прикладная математика; квалификация по диплому: математик, преподаватель информатики, математики;

учитель информатики, стаж 31 год, высшая категория.

2. Мелешко Анна Сергеевна,

первое:

среднее специальное образование 1994, Минский технологический техникум; специальность: швейное производство; квалификация: техник-технолог;

второе: РИПО, 1998,

специальность: профессиональное обучение; квалификация: мастер производственного обучения;

учитель трудового обучения, стаж 27 лет, первая категория.

3. Кабакова Ирина Васильевна, высшее, БНТУ, 2011,

специальность: информатика. Технология;

квалификация: преподаватель;

учитель информатики, стаж 12 лет, вторая категория.

 

 

Заместитель директора по учебной работе                      Е.А. Трафимчик

свернуть

Алгоритм подготовки

 

АЛГОРИТМ

подготовки и проведения квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

№ п/п

Время

Мероприятия

Кто ответственный

1

08.12.2022

Приказ о прохождении производственной практики и о подготовке к квалификационному экзамену

Руководство учреждения образования

2

08.12 – 18.05

Прохождение производственной практики учащихся XI класса

Учитель, осуществляющий производственное обучение

3

08.12 – 18.05

Обеспечить для  освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) во время прохождения производственной практики оформление и ведение следующих документов:

Учитель, осуществляющий производственное обучение

до 18.05

-дневника учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения;

 

апрель

-наряды-задания на выполнение квалификационной пробной работы;

18.05

-заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимися.

4

Январь-февраль

Составление содержания экзаменационных билетов Содержание экзаменационных билетов в полном объеме должно отражать содержание учебных программ по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), утвержденных в установленном порядке и разработанных с учетом требований тарифноквалификационных характеристик профессий рабочих, профессиональных стандартов и общих положений ЕТКС, квалификационных характеристик служащих и общих положений ЕКСД.

Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2-4 вопроса.

Учитель, осуществляющий производственное обучение

5

до 18.04

Разрабатывается перечень квалификационных пробных работ. За месяц до их проведения.

Рассматривается на заседании методического объединения.

Учитель, осуществляющий производственное обучение

6

18.04

Утвердить перечень квалификационных пробных работ на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики

Руководство учреждения образования

7

до 08.05

Для проведения  квалификационного экзамена создается государственная квалификационная комиссия в составе не менее трех человек.

Квалификационная комиссия утверждается руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала квалификационного экзамена

Руководство учреждения образования

8

до 08.05

Расписание квалификационных экзаменов составляется заместителем руководителя учреждения образования,   утверждается руководителем учреждения образования, за две недели до их начала.

Руководство учреждения образования

9

до 08.05

Ознакомление педагогов, учащихся, законных представителей учащихся с датой проведения экзамена, составом экзаменационной комиссии

Руководство учреждения образования

10

Квалификационная пробная

работа выполняется

на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики.

Учащемуся, приступающему к выполнению квалификационной пробной работы выдается наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы. Форма наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы с примером ее заполнения представлена в приложении 3.

Отметки, полученные учащимися по результатам выполнения квалификационной пробной работы, объявляются учащимся в день выполнения квалификационной пробной работы.

Учитель, осуществляющий производственное обучение

11

22.05

Перед началом квалификационного экзамена по результатам теоретического обучения квалификационной комиссии представляются следующие документы:

-приказ по учреждению образования о допуске учащихся к сдаче  квалификационного экзамена;

-дневник учета производственного обучения (производственной практики) (приложение 7);

-наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы;

заключение на квалификационную пробную работу.

 

Руководство учреждения образования

12

22.05-25.05

Отметки, полученные учащимся по результатам экзамена по теоретическому обучению, итоговые отметки по результатам квалификационного экзамена, решение квалификационной комиссии о присвоении разряда (при наличии) объявляются учащимся в день окончания квалификационного экзамена.

Итоги экзамена по результатам теоретического обучения оформляются в экзаменационной ведомости (приложение 9).

 

Руководство учреждения образования

13

22.05-25.05

Итоговая отметка по результатам квалификационного экзамена выставляется как среднее арифметическое отметок за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

На основании этой отметки квалификационная комиссия принимает решение  о присвоении учащемуся соответствующего  разряда (при наличии) по получаемой профессии рабочего, либо о присвоении соответствующей квалификации служащего.

Руководство учреждения образования

14

до 10.06

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе УОСО (УСО). Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. Отметка по итогам квалификационного экзамена не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение».

Руководство учреждения образования 

 

свернуть

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Допуск к квалификационному экзамену

Контрольно-оценочная деятельность

Организация профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования