О РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА
Среди родителей широко распространено мнение о том, что учитель-дефектолог занимается только исправлением неправильно произносимых звуков. А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с логопедом. Но это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- Накапливание и совершенствование словаря;
- Развитие физического и речевого слуха;
- Коррекция звукопроизношения;
- Развитие артикуляционной моторики (дикции);
- Развитие грамматического строя речи (правильности);
- Обучение навыкам словообразования и словоизменения;
- Развитие речи.
Другими словами, работа учителя-дефектолога нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности.
В коррекционной логопедической работе важен индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от вида и степени нарушения речи. Конечно, каждый родитель понимает, что полноценное развитие ребенка невозможно свести только к специально организованным занятиям. Оно должно продолжаться постоянно - в реальной жизни, в общении с ребенком. Вот несколько советов, которые помогут Вам сделать его более приятным и эффективным:
- Не ругать ребенка за неправильную речь;
- Исправлять неправильное произношение ненавязчиво;
- Не заострять внимание на повторах слогов и слогов;
- Осуществлять позитивный настрой на занятиях со специалистами.
При этом родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была четкой, грамотной и выразительной. Дома старайтесь показывать ребенку пример и чаще проводить время за чтением книг, чем за просмотром телепередач и гаджетов.
Важно наладить с ребенком речевой и эмоциональный контакт и тогда можно будет достичь качественного и относительно быстрого результата в развитии речи ребенка.
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.
Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка. Коррекционная логопедическая работа с учащимися зачисленными на пункт коррекционно-педагогической помощи строится таким образом, чтобы каждый ребенок был задействован как в групповой, так и в индивидуальной деятельности. Групповые зантяия длятся 35-45 минут, подгрупповые – 35 минут, индивидуальные – 20-35 минут в зависимости от вида и степени нарушения.
В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда. По результатам обследования на занятия приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом директора учреждения образования на основании следующих документов:
1.заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
2.заявление законного представителя учащегося.
Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы 2-4 человека. Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2- 3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Работа с каждым ребенком может занимать от пары месяцев до нескольких лет. Это зависит от сложности каждого конкретного случая.
Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.