2023/2024

РОЛЬ РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ

РОЛЬ РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ

 

Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить друг с другом вежливо, не допускать повышенного тона, раздражительного голоса. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь является одним из показателей общей культуры человека, служат хорошим примером для детей. Речь взрослых должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой. Очень важно, чтобы дети слышали выразительную речь не только в учреждении образования, но и дома. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нужно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. Детям, говорящим тихо, надо постоянно напоминать о необходимости говорить погромче и наоборот. Манера говорить на повышенных тонах, писклявым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и избавить их от этого недостатка бывает очень трудно. Очень важно научить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять «вежливые слова»: спасибо, извините, пожалуйста и другие. Взрослые должны поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом. Спокойный голос, доброжелательный тон взрослых не только по отношению к детям, но и друг другу должны стать нормой любой семьи.

свернуть

Культура речевого общения

Культура речевого общения

 

      Дети с нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребёнка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику.

      Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употребить то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Также вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Каким должен быть тон общения? Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?

     Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но ещё и целая отрасль языкознания. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Класть – ложить, пара носков – пара носок, из школы – со школы. Возможны, и допустимые варианты: творог – творог, свёкла – свекла.

    Правильной речи человек обучается всю жизнь. В младшем школьном возрасте особенно возрастает внимание детей к речи взрослого. Ребёнок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. Когда ребёнок подрастет, родители заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы.

    Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Не существует волшебных таблеток, которые если вложить в уста ребёнка, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не даётся. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить.

    Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи, и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной. 

    Важнейшим условием для того, чтобы младший школьник, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью необходима важна роль семьи. Ваш ребёнок учится в школе. Всем вам хочется, чтобы он учился с интересом, с радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

    Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему, он должен чувствовать, что эти занятия не скучная, неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он должен обязательно выиграть.

    Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание покажется сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторять за вами готовый ответ.

    Предлагаем вам войти с нами в удивительный мир слов.

- Верьте в силу ребёнка и помогите обрести эту веру ему.

- Будьте умелым помощником, оставляя в душе ребёнка ощущение самостоятельности поиска и действия.

- Не давайте ребёнку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко всё более трудным задачам.

- Обучайте в игре, ведь детство такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.

- Не забывайте о том, что ребёнок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всём.

- Будьте искренним, не носите масок.

- Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребёнком.

свернуть

5 ВЕСЕЛЫХ ИГР ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ УСИДЧИВОСТИ

 

5 ВЕСЕЛЫХ ИГР ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ УСИДЧИВОСТИ

Такие упражнения пригодятся почти всем детям, которые в сентябре пошли в первый или второй класс.        

   Произвольность — это способность что-то делать не только потому, что хочется, но и потому, что это нужно делать прямо сейчас — и дальше по расписанию. Это способность сидеть за партой на уроках; способность слушать учительницу и выполнять ее задания, интересно это или нет; способность учиться в темпе, который принят в школе.        

  Готовность к произвольной мотивации обычно появляется у детей в возрасте 6-8 лет по мере дозревания лобных долей головного мозга: то есть кто-то идет в школу уже готовым к образовательному процессу. Но есть и те, у кого-то произвольность еще находится в зоне ближайшего развития, и им можно помочь несложными, но веселыми упражнениями.      

    Бонус от таких занятий — развитие согласованности всех систем восприятия, появление навыков концентрации и самоконтроля, а также умение слушать учителя. Или хотя бы следить за ним глазами.

Вот пять упражнений для тренировки произвольности:

  •  Стой-постой Ребенку нужно некоторое время стоять на одной ноге. Сначала можно придерживаться. Потом стоять, не держась и согнув вторую ногу в колене. Потом — отведя вторую ногу в сторону или вперед. Если ребенок способен простоять на одной ноге 60 секунд, он готов к школе: выдержать урок за партой сможет.  
  • Пяточка к носочку         В этом упражнении нужно учиться идти ровно по линеечке, ставя пятку ровно перед носком. Идти можно до стены, до мамы или папы, по полоске.  Сначала — как получится. Потом вытянув руки вперед. Потом разведя руки в стороны. А потом — высший пилотаж — с закрытыми глазами (подсматривать иногда разрешается).         

     Кстати, наблюдая за ребенком в этом упражнении, можно лучше понять, старательный он или нет, упорный или не очень, готов все бросить при первой неудаче или расплакаться, если дело не дается.          Помогать ребенку можно, если он просит, или на вопрос: «Тебе нужна моя помощь?» отвечает: «Да». Можно направлять, придерживать за плечи или вести за руки.

  •  Локти — колени          Очень простое и знакомое многим по зарядкам упражнение. Стоя или во время ходьбы нужно высоко поднимать колени, руки при этом держать ладонями на затылке. Левым локтем понадобится тянуться к правому колену, а правым — к левому на каждый шаг. Не падать. Лбом колени не трогать. Смеяться можно!  
  • Правая рука — левая нога            Трудно и весело. Правой рукой ребенок держится за опору — за стену или за стул. Левую руку вытягивает вперед, а левую ногу отставляет назад. На счет «раз» нужно сделать взмах, при котором левая рука уходит назад, а левая нога - вперед. На счет «два» — левая рука снова впереди, а левая нога возвращается назад. Махать руками и ногами можно, пока не собьется. Потом держимся левой рукой, а правой рукой и ногой машем. Не в одну сторону, а в разные.           Самое главное — делать упражнение правильно. Для начала достаточно двух взмахов.  Делать правильно и одновременно следить за тем, как делаешь, — это и есть тренировка произвольности.             Родители делают это упражнение без опоры. Зачем? Потому что им предстоит еще долго делать что-то странное вместе с ребенком.  
  • Делай как я            Суть упражнения в том, что дети повторяют за родителем движения. Можно зеркально, можно в ту же самую сторону. Главное — точность движений и согласованность. — Взрослый медленно разводит руки в стороны, поднимает их вверх и медленно опускает вниз перед собой. — Взрослый разводит руки в стороны на высоту плеч, затем уводит обе руки вправо, потом влево, далее останавливает их перед собой и опускает вниз. — Взрослый медленно поднимает руки над головой и начинает тянуть их в сторону, при этом наклоняясь немного вбок, снова растягиваясь. Потом в другую сторону. Почему-то у многих шести- и семилеток это получается с трудом. — И самое трудное. Взрослый делает что-то одновременно руками и ногами, вытягивает их, поднимает правую руку и левую ногу, а потом правую руку и правую ногу.  Внимание! Если ребенок воспринимает неудачи очень болезненно, не делайте эту часть упражнения — оно сложное, а неудачи демотивируют.

         Очень важно позитивное подкрепление. Получилось с первого раза или получилось наконец? «Ты молодец, ух ты, здорово!» Не получилось? «Ну давай пробовать еще! Давай учиться, давай вместе».  И самое главное. Приведенные упражнения — это подвижные и спортивные игры, занятиями на развитие произвольности они становятся тогда, когда ребенок делает их правильно и делает по просьбе родителей.           Даже месяц ежедневных занятий (по 7-11 минут по одному упражнению в день) поможет ребенку лучше сосредотачиваться на том, что нужно делать, и выполнять действия, смысл которых он не очень понимает, но их надо выполнять. И на уроках в школе учащемуся будет намного проще.

свернуть
Ещё в этом разделе