Консультации

Консультации

Новогодние советы логопеда

25.12.2023

НОВОГОДНИЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Уважаемые родители, приближается волшебный и долгожданный праздник – Новый год! Вместе с ним приходят и новогодние хлопоты, и мы хотим Вам дать несколько логопедических новогодних советов.  

Для детей Новый год начинается тогда, когда они вместе с Вами украшают жилье и главный символ праздника - елку. Используйте эти моменты для развития лексико-грамматической стороны речи, обогащения словарного запаса детей. Каждое действие сопровождайте словом, дидактической игрой. Поиграйте с детьми, например, в игру «Посчитай снежинки». Она поможет закрепить согласование имен существительных с числительными (одна, две, три снежинки…).

Украшая окна и стены, попросите детей Вам помочь, поясняя, где разместить снежинки или узоры - это позволит развить умение ориентироваться в пространстве, использовать предлоги «над», «под», наречия «слева» и «справа».

Наряжая елку, поиграйте в игру «Новогодние игрушки». Попросите описать игрушки (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние и т.д.). Предложите ребенку составить предложения с двумя словами-признаками о елочной игрушке, которую он берет из коробки, чтобы повесить на елку; сказать, куда он ее повесит. Дайте образец: «Я взяла блестящий красный шар. Я повешу блестящий красный шар на елку». После того, как елка уже украшена, попросите назвать все украшения одним словом - «Новогодние игрушки».

Дети с удовольствием не только украшают, но и готовят различные новогодние поделки: оригами, аппликации, узоры. Поиграйте с ними в игру «У кого самая ажурная снежинка?», попросите вырезать как можно больше отверстий на ней.

Используйте пальчиковые игры на новогоднюю тему. Это все способствует развитию мелкой моторики".

Особое внимание в подготовке к празднику старайтесь уделить стихам – при заучивании стихотворения, не забывайте про звуки, которые ребенок уже научился произносить, чтобы при прочтении стихотворения слова, с данными звуками, проговаривались верно. Искренне надеемся, что Вы сохраните за новогодние каникулы нашу совместную работу!  Желаем успехов! Весёлых каникул! Счастливого Нового года и Рождества!

свернуть

Не начинайте учить ребенка рано

22.12.2023

 «НЕ НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА СЛИШКОМ РАНО»              Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок. И полностью уверены в том, что делают все правильно. Но оказывается, это не столь важно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.              Не начинайте учить ребенка слишком рано. Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.            Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и

только потом садиться за парту.

           По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит

его в тупик.

          Развивайте мелкую моторику.  Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.            Слушайте музыку и приучайте к этому детей. Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая

огранка нейронной сети.

           Не разрешайте мозгу лениться. Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.            Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.            Не затачивайте детей только под ЕГЭ.Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ. Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система –

худшее, что можно было придумать.

           Учите мальчиков и девочек по-разномуГоворить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.            Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.        Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.            Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.            Делайте перерывы.            Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим. Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Татьяна Владимировна Черниговская Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Источник: https://vk.com/wall-48243735_2422 #рекомендацииbrain #brainspb #ефимоваbrain

свернуть

Выключите телевизор

27.11.2023

ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР И ПОГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ

Родители сейчас мало общаются с детьми, все чаще занимают детей компьютером и телевизором. С одной стороны, это удобно и даже понятно, времени катастрофически на все не хватает, а домашние дела никто не отменял. Но с другой стороны, этот дефицит общения, в конечном счете, во многом способствует тому, что количество плохо говорящих детей растет.

Сейчас родителями стало поколение, которое меньше читало, мало знает наизусть. Они растят своих детей и не понимают, зачем это — разговаривать? Они сажают детей за компьютер, и ребенок сам что-то осваивает. А в итоге это часто кончается тем, что к 6-7 годам, бывает, ребенок не в курсе, где право-лево, что значит "перед или за тобой", у него бедный словарный запас. Он не может не то что пересказать сказку, он выразить свои мысли не может.

Причем такие проблемы возникают у вполне благополучных родителей. То есть к специалистам ведут вполне здоровых детей — без диагнозов, с хорошим интеллектом — но не умеющих внятно говорить. Логопеды все чаще стали сталкиваться со случаями педагогической запущенности.

Под педзапущенностью специалисты понимают, в том числе, неумение детей играть, строить отношения, эмоционально реагировать, объяснила специалист.

Часто родители обращаются с единственной проблемой: он не выговаривает звук "р", шепелявит или невнятно говорит, но на самом деле чаще всего речь идет о комплексе проблем. Мы сейчас редко встречаем нарушение одного звука. Чаще это более глубокие проблемы: ребенок мямлит, ему не хочется говорить. А все потому, что у него в активе попросту не хватает слов.

Что делать? Разговаривать! Дома, по дороге в детский сад, школу или магазин, в самом магазине, называть и обсуждать увиденное и сделанное: взяли апельсины, справа проехала машина, впереди перекресток.

Порой приходится слышать от родителей: ну что там читать этот "Колобок" или какой смысл в этой "Репке". Но взрослым не надо искать там смысл, ребенок сам его найдет. Надо просто читать, чтобы ребенок запоминал структуру слова, структуру фразы, чтобы он усваивал окончания, предлоги, а потом смог строить свою речь на этих образцах.

Кроме того, очень важно научить ребенка играть, но, опять же, не в компьютерные игры, а с реальными предметами. Ребенок должен научиться обращаться с ними — укладывать спать куклу, кормить ее, парковать машинку в гараж. Вместо компьютера купите конструктор и научите ребенка, если он сам не может сориентироваться, играть в ролевые игры, настоятельно советует педагоги.

         Занятия физкультурой, оказывается, тоже существенно влияют на развитие речи. Во всяком случае, специалист настоятельно советует родителям не лениться и делать с малышами простейшие гимнастические упражнения: постоять на одной ноге, попрыгать, похлопать, поприседать. У ребенка обязательно должно быть место, где он может ползать и кувыркаться. Специалисты подчеркивают, чем больше ребенок может физически, тем более гармонично он развивается. То есть общая физкультура влияет на развитие речи.

 И не спешите без нужды с иностранными языками. Пусть ребенок сначала освоит родную речь. Тогда ему будет легче говорить на чужой.

 

свернуть

Советы логопеда

21.09.2023

О РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА

 

Среди родителей широко распространено мнение о том, что учитель-дефектолог занимается только исправлением неправильно произносимых звуков. А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с логопедом. Но это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • Накапливание и совершенствование словаря;
  • Развитие физического и речевого слуха;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционной моторики (дикции);
  • Развитие грамматического строя речи (правильности);
  • Обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • Развитие речи. 

Другими словами, работа учителя-дефектолога нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности.

В коррекционной логопедической работе важен индивидуальный подход к каждому ребенку  в зависимости от вида и степени нарушения речи. Конечно, каждый родитель понимает, что полноценное развитие ребенка невозможно свести только к специально организованным занятиям. Оно должно продолжаться постоянно - в реальной жизни, в общении с ребенком. Вот несколько советов, которые помогут Вам сделать его более приятным и эффективным:

  • Не ругать ребенка за неправильную речь;
  • Исправлять неправильное произношение ненавязчиво;
  • Не заострять внимание на повторах слогов и слогов;
  • Осуществлять позитивный настрой на занятиях со специалистами.

При этом родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была четкой, грамотной и выразительной. Дома старайтесь показывать ребенку пример и чаще проводить время за чтением книг, чем за просмотром телепередач и гаджетов. 

Важно наладить с ребенком речевой и эмоциональный контакт и тогда можно будет достичь качественного и относительно быстрого результата в развитии речи ребенка.

 

 

 

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка. Коррекционная логопедическая работа с учащимися зачисленными на пункт коррекционно-педагогической помощи строится таким образом, чтобы каждый ребенок был задействован как в групповой, так и в индивидуальной деятельности. Групповые зантяия длятся 35-45 минут, подгрупповые – 35 минут, индивидуальные – 20-35 минут в зависимости от вида и степени нарушения.

 В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда. По результатам обследования на занятия  приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.   

Зачисление в ПКПП  осуществляется приказом директора учреждения образования на основании следующих документов:

1.заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

2.заявление законного представителя учащегося.

 Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы 2-4 человека. Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2- 3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.

  Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований  санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором учреждения образования.  Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.  Работа с каждым ребенком может занимать от пары месяцев до нескольких лет. Это зависит от сложности каждого конкретного случая. 

Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

свернуть

Про носовое и ротовое дыхание и правильное положение языка

Задумывались ли вы, где находится ваш язык при закрытом рте в состоянии покоя? И как это влияет на правильный прикус, красоту лица, речь и здоровье?

Язык в состоянии покоя и при глотании (не младенца и не ребенка раннего возраста) должен упираться в твердое нёбо за верхними резцами примерно в 5 мм от них, быть в так называемой «точке покоя».

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой.

При появлении зубов и переходе на твердую пищу инфантильный тип глотания сменяется соматическим (взрослым). При глотании язык начинает упираться в твердое небо. Если хотите проверить какой тип глотания у вашего ребенка, дайте ему стакан воды и посмотрите, как он пьет, двигаются ли его щеки и губы, образуются ли на них ямочки. Если да - это инфантильный тип глотания. Если при глотании лицо неподвижно, глотательное движение выдает только кадык, то это - соматический. Считается, что инфантильный тип глотания сменяется на взрослый в 2 года, но на практике сменяется постепенно к 6 годам, а у небольшого процента людей так и остается на всю жизнь инфантильным.

Правильное положение языка возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через нос, стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица. Развитие верхней челюсти зависит именно от силы мышц языка — если он находится в физиологически правильном положении на верхнем нёбе. А верхняя челюсть не зря называется «костью красоты». Она отвечает за красоту лица, его гармоничность, трехмерность.

А теперь давайте рассмотрим, к каким последствиям приводит неправильное положение языка при ротовом дыхании.

Когда язык не занимает своего правильного положения, нарушается прикус. Верхнее небо становится высоким, зубы верхнего ряда скученными, не развиваются гайморовы пазухи. Формируется «аденоидный» тип лица (вытянутое со скошенным подбородком). При ротовом дыхании ребенок часто болеет, зубы поражает кариес, из-за гипоксии ребенок быстро утомляется. Нарушается фонематический слух, а вместе с ним и звукопроизношение. Из-за неправильного положения головы нарушается осанка.

Причины ротового дыхания разные: аденоиды, нарушение тонуса артикуляционных мышц, короткая уздечка языка, строение костей скелета, долгое сосание соски и т.п.

Что делать, если вы заметили у своего ребенка ротовое дыхание. Прежде всего, вам понадобится консультация специалистов: отоларинголога, ортодонта, логопеда и, возможно, специальное лечение.

Что можно сделать прямо сейчас как для решения обнаруженной проблемы, так и для профилактики. Правило номер один: поменьше мягких сосисок, побольше твердых яблок, морковок, мяса и т.д.. В общем, всего того, что нужно жевать. Правило номер два: своевременное отучение вредных привычек: сосание пальца, нижней губы, соски.

Также, вам придет на помощь примерный комплекс артикуляционных упражнений для тренировки правильного положения языка:(все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, ежедневно по 10-25 раз)

  1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

  1. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

  1. Маляр

 

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

  1. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

  1. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

  1. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

свернуть
Ещё в этом разделе