2021/2022

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ…

 

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, учите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов

Нарушение в одной цепочке в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

  • Общее недоразвитие речи;
  • Нарушение процессов чтения и письма;
  • Нарушение памяти;
  • Низкую концентрацию внимания;
  • Нарушения словесно – логического мышления.

Оценить сегодняшнее состояние речи детей, выявить и устранить дефекты речи Вам поможет учитель – дефектолог, но все – таки значительную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение данных проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • Поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • Правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • Проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • Регулярно выполнять задания специалиста;
  • Проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

    

Родителям важно знать:

  • Ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • Выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • Занятия дадут хороший результат если они регулярны;
  • Занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4 – 5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
  • На этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков обязательно надо выполнять соответствующий комплекс упражнений, предложенный специалистом.

 

Уметь работать над звуком не менее важно, чем знать буквы. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

 

  1. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО СЛЫШАТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУКИ РЕЧИ

 

 Ребенку важно уметь:

  • Определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • Различать твердые и мягкие согласные;
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Различать слова, похожие по звучанию;
  • Различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • Находить слова, в которых нет заданного звука;
  • Осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

   Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

   Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

   Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к учителю – дефектологу. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

 

  1. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 Необходимо тренировать:

  • Пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.);
  • Общую моторику;
  • Мелкую моторику – развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приемы:

  • Пальчиковые игры;
  • Штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в клетку, дорисовывания предметов и т.д.)

 

  1. РАЗВИТИЕ ЗВУКО – БУКВЕННОГО АНАЛИЗА

 

Ребенка надо научить:

  • Устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
  • Понимать смыслоразличительную роль буквы.

 

  1. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

 

Формировать умения:

  • Определять количество и последовательность слов в предложении;
  • Составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • Пересказать текст;
  • Рассказать сказку.

 

  1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

 

Необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказывать.

 

Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

 

учитель-дефектолог:Т.В.Казловская 

Рекомендации учителя–дефектолога ПКПП родителям:

 Артикуляционная гимнастика для постановки звуков

 

Дыхательная гимнастика для развития ротового выдоха

 

Логопедические песни, чистоговорки для автоматизации звуков

 

Пальчиковая гимнастика

РОЛЬ ДЫХАНИЯ

В СОХРАНЕНИИ МИОДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

Сегодня мы поговорим о дыхании. Дышать носом или ртом?

А вы знали, что вредная привычка дышать ртом приводит к необратимым последствиям: ✅неправильный лицевой рост и, как следствие, нарушение эстетики лица,

✅нарушение осанки,

✅зубочелюстные аномалии,

✅поступление воздуха с примесями, сухого, горячего/холодного, это ведет к росту аденоидов, снижению иммунитета, гипервозбудимости и т.д.,

✅нарушение произношение звуков верхнего подъема.

Так ВСЁ миодинамическое равновесие(это когда давление губ и щек снаружи соответствует по силе давлению языка)нарушается из-за одной вредной привычки - «ротовое дыхание».

Но только ли у человека может возникнуть ротовое дыхание?

Все младенцы дышат носом. Если младенцу закрыть нос, то он умрет. Безусловного рефлекса дышать ртом нет ни у одного животного. Данную привычку можно только приобрести.

У человека она может сформироваться из-за:

✅частых простудных заболеваний, где после завершения острого периода (2-3 дня) со стороны родителей нет контроля над закрыванием рта у ребенка,

✅ребенка не научили сморкаться,

✅есть лор-патология носовых путей,

✅инфантильного типа глотания,

✅гипотонус мышц оральной области (бульбарный синдром, синдром Дауна и т.д.).

Все эти причины возникновения ротового дыхания свойственны только людям. У животных оно может возникнуть и привести так же к необратимым нарушениям миодинамического равновесия только вследствие патологии рождения (что в животном мире несовместимо с жизнью).

Доказательством сего факта было исследование Игеля Харвольда проведенного в 1972г.

Макаки, в норме, дышат через нос. Их рот закрыт, а язык, упирается в нёбо. Они имеют ровные здоровые зубы.

В исследовании макакам-резус ограничили дыхание носом с помощью силиконовых затычек. В результате чего макаки дышали ртом, а язык не касался нёба.В краткосрочном периоде наблюдалось только нижнее положение языка (аналог нашего острого периода заболевания), которое быстро восстанавливалось после извлечения затычек.А вот в долгосрочной перспективе у макак произошло сужение нижней челюсти и укорочение верхней.

Хочу сегодня привести максимально весомый аргумент, который навсегда вас убедит в необходимости дыхания через нос как детей, так и взрослых!

Многие годы ученых волновал вопрос механизмов расширения кровеносных сосудов. Они искали способ улучшить и спасти жизни многих больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.Официальное заключение Нобелевского комитета гласит, что Роберт Фурчготт, Луис Игнарро и ФеридМурад награждаются за «открытие роли оксида азота как сигнальной молекулы в регуляции сердечно-сосудистой системы».Именно монооксид азота оказался тем фактором-спусковым крючком, который пробирается сквозь клеточные мембраны, раскрывает капилляры по всему телу.

Соединение, которое так важно в работе сердечно-сосудистой системы - это соединение, которое производится у нас в слизистых околоносовых пазух, и ‼️ТОЛЬКО ПРИ НОСОВОМ ДЫХАНИИ‼️

Открытый рот, даже на 1мм, прекращает выработку собственного оксида азота.

Так же оксид азота:

✅трансфер кислорода к клеткам нашего тела (рот открыт - поезда нашего тела двигаются с перебоями и хаотично);

✅делает альвеолярные камеры легких эластичными, способными вместить в себя больше кислорода;

✅противостоять вирусам и бактериям, за счет выработки сурфактанта.

Хочется напомнить, что в нашем теле есть все что нужно. Главное - правильно пользоваться нашим телом и не ломать, то что заложено эволюционно.

 

 

 

Рекомендации дефектолога по выявлению детей группы риска по школьной дезадаптации, связанной с нарушениями речи

 

 

 Нужна помощь дефектолога!

Обратите внимание, если:

  • отсутствуют пропуски между словами и предложениями,
  • не соблюдаются границы полей и правила переноса,
  • зеркальное письмо,
  • повторение одной и той же буквы в слове («пироп» вместо «пирог»),
  • замена букв (б-д, х-ж, и-у, т-п),
  • ошибки в ударных слогах,
  • пропуск букв, недописывание слов, перестановка слогов,
  • забывание редко встречающихся или прописных букв,
  • нечитаемый почерк, слишком мелкий или крупный, резкое колебание почерка.

 

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОЖЕТ ПОМОЧЬ!

  • Подбадривайте неуспешного ребёнка, если не успевает со всеми, давайте задание на карточке.
  • Постарайтесь, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность.
  • Воздержитесь от эмоциональных пометок в тетрадях и дневниках.
  • Лучше лишний раз похвалить за то, что получается хорошо.
  • Положительные эмоции - важный стимул.
  • Сравнивайте ребёнка с ним вчерашним, а не с другими детьми. Например, в прошлом диктанте было 15 ошибок, а сегодня только 10.

 

 

Учитель-дефектолог :Куницкая В.С

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Нейропсихологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия показаны детям, которые имеют те или иные нарушения, мешающие ему как в обычной жизни, так и в учебное время.

Взаимодействие двух полушарий мозга – левого и правого – необходимо для того, чтобы мозг выполнял определённые функции. Разберём подробнее: левое полушарие влияет на речевые, логические, анализаторские процессы, а также математические способности. Правое, соответственно, за то, как человек воспринимает информацию, как планирует свою деятельность, насколько он креативен и владеет ли образным мышлением. Получается, что для правильной и слаженной мозговой деятельности необходимо, чтобы полушария работали между собой сообща. Это необходимо, потому что их связи обеспечивают правильность восприятия и обработки поступающих данных; отвечают за стабильность эмоций, пространственную координацию и пр. Несложно догадаться, что всё вышеперечисленное напрямую влияет на процесс обучения и достижение успехов в новой деятельности. Слабое взаимодействие полушарий характеризуется тем, что одно из них берёт на себя чрезмерную нагрузку, а другое – практически не работает. Как итог, ребёнок страдает от следующих проблем: неправильно ощущает пространство вокруг, не может скоординировать свои движения, неправильно воспринимает информацию на слух, неадекватно реагирует. В таких условиях учиться сложно, поэтому дети зачастую расстраиваются и комплексуют.

Как определить слабую связь? Родителям стоит знать, что у детей связь между полушариями мозга укрепляется постепенно и приостанавливается в период 12-15 лет. Она устанавливается поэтапно, однако в определенном возрасте на неё следует обращать особое внимание. В период 3-8 лет развитие связей происходит наиболее интенсивно, и именно этот период является самым важным, поскольку закладывается интеллектуальная составляющая. У ребёнка развиваются зрительные, слуховые, кинетические, зрительно-моторные, слухомоторные способности, а также восприятие окружающего мира. Поэтому те или иные нарушения в поведении ребёнка можно заметить уже на начальных этапах формирования связей между полушариями.

Рассмотрим подробнее признаки: Ребёнок испытывает трудности с письмом под диктовку, не может переписывать текст; Возникают трудности с описанием ситуации на иллюстрациях; Ребёнку трудно оценить чувства окружающих; При письме он пишет буквы зеркально; Отмечается нечеткость, сбивчивость речи; Ребёнок с трудом воспринимает пословицы, поговорки и даже шутки; Не желает общаться со сверстниками. Как улучшить ситуацию Поскольку правое и левое полушарие отвечают за различные навыки и умения, необходимо комбинировать различные виды занятий. На улучшение связи между полушариями могут влиять занятия пальчиковой гимнастикой, логоритмикой, дидактическими играми и упражнениями, а также артикуляционная и дыхательная гимнастики, самостоятельный массаж и выполнение упражнений с прослушиванием классических музыкальных композиций

Рассмотрим некоторые нейропсихологические упражнения, которые эффективно применять в процессе обучения:

  • Бумажный лист нужно порвать пополам. Задача обучающегося взять по половинке листа в каждую руку (таким образом, чтобы локти ничего не касались) и одновременно смять их, чтобы весь лист спрятался в кулаке. После этого необходимо медленно и одновременно эти листочки распрямлять. Нельзя помогать другой рукой, нужно работать каждой рукой отдельно (это нужно для того, чтобы активизировать различные участки головного мозга. Каждый раз лист комкается по-разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному).

 

  • Упражнение с мячиком. Обучающийся должен подбросить мячик снизу одной рукой, а сверху схватить другой. Руки необходимо чередовать, при этом одновременно считать от 1 до 10, каждый раз при подбрасывании мяча и ловя его. Таким образом тренируется координация движений и соответственно развивается мозг.

 

  • Упражнения для глаз. Активизируют разные участки мозга. Если перед письменной работой сделать такую разминку, то обучающиеся напишут ее качественнее. Необходимо произносить команды и выполнять гимнастику: Посмотрите влево, вправо Посмотрите вверх, вниз. Посмотрите глазами по кругу. Посмотрите на нос. Посмотрите на воображаемый цветок. Закройте. Откройте, моргните и улыбнитесь.

 

  • Упражнения с нейроскакалкой. Прыжки на одной ноге, а другая нога совершает вращательные движения. Например: Ребенок прыгает и считает от одного до десяти и наоборот, считает десятками до 100 и наоборот и т. д. Ребенок прыгает и перечисляет любимые цвета, еду и т. п. Таким же образом возможна работа в парах и выполнение задания по очереди (так сложнее, потому что нужно следить за тем, что говорит другой обучающийся и за движениями).

Применяя нейроскакалку, обучающийся может учить/рассказывать стихотворение. Чем полезно: повышается качество запоминания, потому что происходит работа обеих полушарий головного мозга. Знания фиксируются в долговременной памяти. Увеличивается мотивация, т. к. благодаря такой игре происходит объединение процесса обучения и отдыха.

 

  • Раскрашивание одновременно обеими руками Творческое задание, необходимо раскрашивать картинку, выполняя инструкции педагога. Делать это необходимо одновременно обеими руками.

Больше полезной информации можно найти https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/neyropsihologicheskie-uprazhneniya-dlya-detey

свернуть

ЕСЛИ КОРОТКАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА…

ЕСЛИ КОРОТКАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА…

 

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Состояние ротовой полости у маленького ребенка играет не только большое значение в питании, но и в становлении правильной речи, в формировании внешнего вида и красивой улыбки. Но достаточно часто родители не обращают внимания на такие крохотные образования во рту малыша, как уздечки. Сегодня речь пойдет именно о них, какую роль они играют в жизни человека, как определить, не короткая ли уздечка, что делать с такой особенностью анатомии, нужно ли ее подрезать и когда лучше это сделать.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

       Попросите ребенка поднять язык вверх к твердому небу. При нормальной подъязычной уздечки ребенок свободно поднимает язык к твердому небу. При короткой подъязычной уздечке ребенок не может вытянуть язык вперед и поднять язык вверх, к твердому небу. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите: как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, , становится тоньше.

В норме: в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.

Чем грозит короткая подъязычная уздечка?

 - может вызывать затруднение движения языка, т.к.не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые "верхние звуки", т.е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь - может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков. - может быть и причиной нарушения звукопроизношения - в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти.

Что делать?

  1. Оперативное вмешательство 2. Растяжение подъязычной уздечки

Показание к подрезанию подъязычной уздечки?

  1. Когда из-за укороченной уздечки у ребенка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.
  2. Трудности произношения звуков в отдельных случаях требуют оперативного вмешательства.

Тем не менее при нарушении 1-4 звуков в некоторых случаях короткую уздечку языка можно растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку(уздечку).

Так как это складка (по типу мычешной), слизистая складка, то есть возможность аккуратно и немного исправить исходное состояние уздечки. Упражнения дают языку возможность подниматься вверх, тем самым постепенно мышца вытягивается, данные упражнения нельзя выполнять рывками, а очень плавно и медленно.           Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.          Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.           Рекомендуется начинать растягивать уздечку еще в раннем возрасте. Всем детям рекомендуется выполнять гимнастику для язычка - это поможет избежать массу проблем в 5-7 лет (речь о произношении).

Внимание! Родители!          Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал Вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения могут привести к разрыву уздечки - а это ужасно неприятно раз, и узелок потом два.

свернуть

  ПИСЬМО БЕЗ ОШИБОК

 

ПИСЬМО БЕЗ ОШИБОК

 

Чек-лист для родителей

 

Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в кино, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом.

Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).

Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

Упражнения для домашних занятий

по формированию орфографических навыков

 

  1. Прочитай слова орфографически. Найди ошибки.

 

Озер, огнь, овщи, акуа, ивога, изю, учеик, уроай, ягод, чака, старенькй, сапжник,

ворта, доик.

  1. Прочитай словосочетания орфографически. Найди ошибки.

 

Хвойноедерво, сторон света, холдный чай, редкй дождь, легкий портфель,

уличный киосэк, пасмурый день, новый театар, просторые улицы, корова мчит,

собка лает, петх поёт.

 

  1. Прочитай предложения орфографически. Найди ошибки.

 

Прилетела к нам синика. И чтоб ей полече стало,

Сел прямо под окнм. Вед исчезичевячки,

Эту маленькюптичк. Для неё кусочики сала.

С нетепением мы ждём. Мы повесм на сучки.

- В лесной чаще легли густыетни. Одна за другой умолкют птиц. Спрятались

дневыбабочк.

- Не гудят мохнатые шмели .Не бегут по тропнкемрави. Надвигатся тёплая, летняя ночь.

- Дикобраза называют живы кактсом. Любима его пищя: клубни,лковицы,кореня,

молоды почакикукрузы. Крепими зубам он лекоперерызаетпроволочну сетку.

Дятел лчитдеревья.Онклвом долбит кор и язкомдостат личинки. Язык у дтла

длинный, лепий, с зазубринками. Насекмыеприлипют на него.какаползная птица!

В это утро очень рано

Соскочил щенок с двана.

Стал по команате ходит,

Прыгат лаять всех будит.

 

  1. Спиши слова, проговаривая их орфографически.

 

Игрушечный, мандаринчик, плодородный, хлопотливые, Екатерина, Австралия,

железнодорожник, Таджикистан.

Проверь слова, прочитывая их орфографически

 

  1. Спиши словосочетания, проговаривая их орфографически.

 

Клейкие листочки, сладкие конфеты, фантастический фильм, майский ландыш,

пассажирский поезд, клубничный джем, Персидский залив, ароматная приправа,

чёткое изображение, чудное мгновенье.

 

  1. Спиши предложения, проговаривая при письме каждое слово орфографически.

 

Как красив пёстрый ковёр из разноцветных трав!

На деревьях раскрываются клейкие почки.

Мохнатые тучи несутся низко над морем.

У кролика вздрогнуло сердце.

Ярко блестят снежные звёздочки.

Струйки воды бегут по камешкам.

 

Проверь написанное, прочитывая слова орфографическим чтением.

  1. Спиши текст, проговаривая их орфографически.

 

Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На берёзах ещё желтели листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом

Ёжик очень осторожный. при встрече с хищником ежа не всегда спасают колючки.

Этот зверёк боится воды. Хитрая лиса может закатить ёжика в речку.

  1. Контрольное списывание.

 

1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2) повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3) Выдели орфограммы в тексте (буквы, в написании которых можно ошибиться )

5) Прочитай предложения орфографически.

6) Пиши, диктуя себе орфографически.

7) Проверь себя. Читай то, что написал в тетради, подчёркивая ошибкоопасные буквы.

- В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил яблоки. Он заготавливал корм на зиму.

- Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ. Володя несёт леща бабушке.

- А вот и осень. Листья падают. Трава пожелтела. Цветы завяли. Дует ветер. Идёт дождик.

- Пришла холодная зима. Кругом много снега. Намело большие сугробы. Дети на горе они катаются на лыжах.

- Оживают деревья. Почки набухают. Журчат ручьи. Птицы щебечут. Показалась первая травка.

- Наступило лето. Поляна покрыта цветами. Девочки рвали цветы. У Риты большой букет колокольчиков. У маши букет ромашек.

- Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза.

Надвинулась тяжёлая туча. Сверкнула молния. Грянул гром. Хлынул дождь.

Ребята побежали в сторожку лесника.

 

свернуть