Если подросток в кризисе

Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.

Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями. Для одного - это смена места жительства, вида деятельности, для другого – болезнь близкого человека или своя собственная, развод, уход из жизни близких людей. Так было всегда. Трудная жизненная ситуация может возникнуть в жизни детей, подростков, целых семей. Для подростков это:

-нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;

-злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения

-сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;

-появление сверхкритичности к себе;

-разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;

-нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней,

-частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

-несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

-увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее,

-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

-нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

-погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо,

-отсутствие планов на будущее,

-внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.

Группа риска:

-страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

-из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

-из семей, в которых были случаи суицидов, потеря близкого человека,

-подростки из семей с низким доходом: эмоциональные переживания собственной материальной неполноценности (стыд, чувство беспомощности, гнев на родителей, агрессия на сверстников); беспокойство за собственное будущее (страхи, тревога, доходящие до уровня неврозов); трудности в полноценности времяпрепровождения (ограниченные возможности в отдыхе, занятиям по интересам и т.д.); трудности в общении с ровесниками (так или иначе, иерархия по материальному статусу существует), низкий социометрический статус в группе.

-перенесшие травмы головы, в том числе в детстве, и родовые травмы;

-подростки из семей, где присутствует воспитание по типу гиперопеки;

-любой подросток, в силу физиологических и психологических особенностей.

Способы помощи:

  1. Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
  2. Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
  3. Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.
  4. Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
  5. Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
  6. Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
  7. В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток - это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.

 

 

 

Кризисные состояния личности

Кризисные состояния личности

 

В жизни каждого человека бывают кризисы. Это просто часть жизни. Люди переживают кризисы по-разному. Кризисы могут быть связаны с фазами развития, жизненными событиями и они влияют на каждого по-разному. Моменты развития не обязательно для всех несут с собой кризис, но многие люди реагируют на это несколько эмоциональнее и нуждаются в большем количестве времени и ресурсов, чтобы с этим справиться. 

Понятие «Кризис» (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. 

Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления (Гордон В. Олпорт).

 

Кризисное состояние – это психологическое состояние, возникающее в ответ на субъективно значимую для человека психотравмирующую ситуацию, которая уже произошла, происходит или существует угроза ее возникновения.

Кризисное психическое состояние можно определить по следующим признакам (поведению человека):

  1. Физиологические:

          Частые проблемы со сном, потеря аппетита, апатия.

 Появление зависимостей. Например, злоупотребление алкогольными напитками.

  1. Когнитивные:

          Снижение умственной работоспособности.

          Ухудшение памяти.

 Трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи.

         Ухудшение концентрации внимания.

         Нарушается восприятие времени.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании новых в окружении людей и их имен, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

  1. 3. Эмоциональные:

 Угнетенное или подавленное настроение и социальная дезадаптация (невозможность адекватно взаимодействовать с окружающими. Эмоциональная отстраненность от мира. Состояние одиночества. Отчуждение).

          Пессимистическое отношение к будущему, потеря смысла жизни.

         Ощущение безысходности, безнадежности, отчаяния.

 Потеря чувства безопасности. Постоянная и беспричинная тревожность, плач.

         Постоянный дискомфорт от всего происходящего вокруг.

 Жалость к себе. Постоянное обращение к прошлому и воспоминаниям о том времени, когда было хорошо и замечательно.

 Появление комплекса неполноценности («меня не ценят»). Постоянное сравнение себя с друзьями и знакомыми, которые добились успеха.  Чувство вины за некое поведение/поступок доходящее до угрызения совести, самобичевания.

 Аутоагрессивное настроение (наличие деструктивных копингстратегий, желание прекратить переживания и страдания, размышления о суициде).

  1. Поведенческие:

Нежелание самореализовываться (резкое снижение желания проявлять себя в социуме и творчески самовыражаться. Утрата интереса к любым занятиям. Потеря удовлетворенности от того, что радовало ранее. Скука, апатия).

          Резкие изменения во внешности и поведении.

          Регулярное возбужденное или агрессивное состояние.

 Необычный шопинг (дорогие спонтанные приобретения и «статусные» покупки).

          Желание все бросить и уехать на край света.

 

Изменения в поведении являются основными маркерами кризисных обстоятельств, дают знать о негативном состоянии человека. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения.

 

 

 

 

Рекомендации как поддержать человека во время кризиса.

 

Выслушивать. Оценить глубину эмоционального кризиса, характер переживания трудностей.

Находиться рядом. Дать знать, что у человека есть время для других сейчас и в дальнейшем. Постараться определить, насколько серьезна угроза безопасности. 

Говорить искренне (люди в большинстве случаев, чувствуют даже малейшую фальшь). 

Поддерживать надежду. Сохранять спокойствие и не осуждать человека, независимо от того, что он говорит.

При необходимости помогите в поиске профессиональной помощи.

 

Рекомендации как помочь себе в кризисном состоянии:

 

  1. Работа или учеба (несмотря и вопреки).
  2. Природа — свежий воздух, всяческое движение, а особенно — быстрая ходьба.
  3. Очищение тела посредством воздержания от еды, перемены питания.
  4. Искусство — литература, живопись, поэзия, музыка.
  5. Любовь (вопреки отсутствию,         несмотря    на      мнимую бесчувственность).
  6. Знание (в первую очередь путем чтения, в том числе и о том, что такое депрессия).
  7. Вера в справедливость судьбы и в то, например, что и депрессия зачем-то нужна и дается человеку для некоего вразумления, а потому не может, по высшему счету, оцениваться только как зло. Словом, как и боль, депрессия — великая природная спасительница.
  8. Бег — очень сильное противоядие против тревоги, депрессивного состояния.
  9. Каллиграфия, рисование — один из наиболее эффективных способов лечения нервных болезней. Человек, который занят каллиграфическим письмом или рисованием, настолько втягивается в этот процесс, что расслабляется, пульс его выравнивается, и пишущий (рисующий) абсолютно успокаивается.

 

свернуть

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе

Памятка для родителей

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе

 

Уважаемые родители!

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

 

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

  • любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;

Пример: С 12 лет Л. была заочно влюблена в одного известного актёра. Родители не понимали её сильных переживаний, считали ее увлечение глупостью. Прочитав переписку дочери с подругой в социальной сети касательно её фантазий об этом актёре, злости на родителей и суицидальных мыслях, родители сильно отругали Л. После того как они выйти из комнаты Л. выпрыгнула из окна. В переписке с подругой она отмечала, что родители её не понимают, она сильно переживает из-за своей любви к актёру и чувствует себя никому не нужной.

  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

Пример: 14-летняя Г., выбросившаяся с 11 этажа, накануне прыжка написала, что «если ее бросит любимый, то она отправится в рай». В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт с молодым человеком, через час после которого девушка покончила с собой.

  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

Пример: К специалистам обратился мальчик А. 13-ти лет с мыслями о самоубийстве. Рассказал о том, что он не получает поддержку со стороны родителей, А. хотелось бы, чтобы они хвалили его и интересовались его жизнью, но вместо этого, с его слов, отец постоянно его ругает за плохие оценки, мать занимает нейтральную позицию. У А. есть друзья, но это не заменяет ему внимания со стороны родителей. Мальчик считает, что если он покончит жизнь самоубийством, то родители поймут, чего ему не хватает.

  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

Пример: 13-летнего М. перевели в школу с математическим уклоном, где одноклассники стали его дразнить «бабой», «тряпкой», «тупицей». М. сильно переживал, что не оправдывает ожиданий родителей от его успеваемости в новой школе. Из-за безответной влюблённости в одноклассницу М. стали дразнить ещё сильнее, но родители отказались перевести его в другую школу. После одного наиболее сильного конфликта с одноклассниками мальчик выбросился с 15 этажа своего дома, так как чувствовал себя в ловушке, не видел выхода из ситуации и начал чувствовать себя обузой для родителей.

  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

Пример: мальчик 7 лет высказывает мысли о самоубийстве. Считает, что если он умрёт, то снова увидит маму, которая умерла год назад. - разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;

14-летний Н. покончил жизнь самоубийством после того как не вошел в состав молодежной сборной по футболу. В предсмертной записке признался, что боится гнева отца, который очень жестко воспитывает сына.

  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей). Пример: К психологу обратилась бабушка по поводу истерик внучки 9 лет. Выяснилось, что ребёнка воспитывают 4 человека и каждый по-своему (две бабушки, мама и папа - в разводе). Девочка уже год говорит о своих суицидальных мыслях, но близкие делают вид, что не замечают этого. Один раз бабушка ушла из дома, что-то забыла и вернулась раньше времени, внучка была на балконе и собиралась спрыгнуть. При     этом   данная            проблема        отрицается, семья сосредоточилась на «истериках» девочки, том, что она не хочет что-то есть или куда-то идти.[1]

 

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

  • импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  • перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  • самодовольство, излишняя       самоуверенность      или      чувство          неполноценности     и неуверенности;
  • тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

 

 

Что делать,

если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

  • Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком (подробнее см. в книгах 1-4 из списка литературы).
  • Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
  • Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
  • Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
  • Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
  • Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»). - При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу - в зависимости от ситуации) [см. ниже

«Куда обращаться»].

-  

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см.

у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).

 

 

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии - Успокоиться самому.

  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки 1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

  • Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ...
  • Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
  • Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
  • Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

 

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

 

Признаки депрессивных реакций у подростков

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). В последние годы проблема подростковых суицидов стоит довольно остро: по данным ВОЗ, Россия занимает одно из первых мест по количеству детских и подростковых суицидов в Европе.

Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка (подробнее см. у О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах» и Е.М. Вроно «Предотвращение самоубийства подростков»).

Вопросы родителю для прояснения состояния ребёнка

              Признаки возможного наличия суицидальных мыслей у подростка                   Да/Нет

  1. Эмоции 1. У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон  настроения от подавленности до раздражения.
  2. Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить  родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.
    1. Переживания  
  3. Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например,  ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред»).
  4. Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные  

высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.

  1. Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и  будущем: потеря перспективы будущего.
  2. Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти.  

Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?»,

«А как вы будете жить, если меня не будет?»

  • Ощущения в теле  
  1. «Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной - «душа болит». Она  приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.
    1. Поведение  
  2. Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях  на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.
  3. Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка  поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
  4. Подросток символически прощается со своим окружением - просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

 

Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа «да», есть вероятность того, что ребёнок имеет суицидальные мысли; в таком случае нужно поговорить с ним, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

 

Куда обращаться в кризисных ситуациях

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122.

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

 

Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета РФ Дети, их родители, а также все неравнодушные граждане, обладающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, могут позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона 8-800-200-19-10 из московского региона России.

 

Запомнить:

  1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
  2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни - лучший выход из кризисной ситуации.
  3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

 

Что почитать

Родителям:

  • Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT, 2008.

Само название книги уже говорит за себя. Как можно и нужно общаться с неуправляемым ребенком, чтобы он слушался? Как общаться с разгневанным или чем-то расстроенным ребёнком? Как общаться с людьми в принципе? Эта работа стала классическим трудом по воспитанию детей и помогла найти общий язык с ребёнком уже не одному поколению родителей.

 

  • Книга для неидеалъных родителей, или Жизнь на свободную тему. / Ирина Млодик. (Родительская библиотека). — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.

Эта книга — не руководство по эксплуатации прибора под названием «ребенок», это размышления и наблюдения опытного психолога, работающего со взрослыми и детьми, чьи судьбы, истории и примеры могут помочь каждому, кто хочет вырастить счастливого человека, творящего собственную судьбу, она о том, как не воспитывать, а жить любя.

 

  • Как любить ребёнка / Януш Корчак. Издательство «Книга», 1980.

Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя не бросать своих подопечных до самого конца. Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

 

  • Воспитание без стресса / Марвин Маршалл. Издательство «Эксмо». 2013. Воспитание детей - это навык. И, как любой другой навык, требует освоения. Книга всемирно известного эксперта по воспитанию доктора Марвина Маршалла преобразит родительскую жизнь. Она расскажет о том, как вырастить детей успешными, самостоятельными и ответственными, не прибегая при этом к подкупам, угрозам или наказаниям.

 

  • Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк ОБ., -М.:МГППУ, 2013- 67 с.

В книге в доступной форме представлены научно-практические наработки, связанные с особенностями суицидального поведения современных подростков и молодежи; описаны факторы, симптомы суицидального поведения подростков. Книга содержит рекомендации родителям, на что в поведении ребенка стоит особо обращать внимание, как подготовиться и побеседовать с подростком на тему жизни и смерти, смысла жизни, куда, в случае необходимости, стоит обратиться за помощью специалистов.

 

Детям и подросткам:

  • Что такое чувства? / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011.

Смысл жизни I Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011.

Вопросы! Больше вопросов! Дети часто о чем-нибудь спрашивают. Взрослые не всегда любят отвечать. В книгах знаменитого психолога, философа-практика и эксперта ЮНЕСКО Оскара Бренифье вопросы о важном - часть забавной игры. И детям, и взрослым интересно в нее играть, получая удовольствие от процесса. (Для детей 7-15 лет)

 

  • Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей / Ирина Млодик. Издательство «Феникс», 2013.

Родители часто не могут преодолеть особый порог в обсуждении с детьми некоторых щекотливых вопросов. Ребенок понимает, что темы смерти, развода, сексуальных отношений, алкоголизма и наркомании, переезда и многие другие, являются запретом. Чем-то из ряда вон. Чем-то неудобным, страшной черной дырой, куда не стоит и заглядывать нормальному человеку. (Для детей среднего школьного возраста).

 

  • Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков / Вроно Е.М. Академический проект, 2001 г.

В этой книге автор помогает подросткам научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, учит, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. (При возникновении соответствующего запроса (интереса к теме) со стороны ребенка, для детей среднего и старшего школьного возраста).

 

Что посмотреть

Родителям: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (Н. Лебедев, Э. Ясан, 1979);

Вместе с подростком: «Это очень забавная история» ("It's Kind of a Funny Story" A. Боден,

Р. Флек, 2010).[2]

 

[1] Приведённые примеры основаны на реальных историях, личные данные изменены.

[2] Памятка подготовлена Центром экстренной психологической помощи ФГБОУ ВО МГГТПУ; Москва, 2016 г.

свернуть