Психологическая помощь

СУИЦИДАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

(авторы Бородин, Михлин)

1 группа: Лично-семейные мотивы

  • Семейные конфликты
  • Развод родителей
  • Одиночество ребенка
  • Неразделенная любовь
  • Половая несостоятельность
  • Оскорбления со стороны окружающих (родителей, учителей, сверстников)

2 группа: Состояние здоровья

  • Психические заболевания (25-35%)
  • Соматические, хронические заболевания
  • Сердечно-сосудистые заболевания – у представителей синие губы, очень бледные – очень красные, астеничные, быстро устают.
  • Болезни почек – дети часто ходят в туалет, темные круги под глазами, астеничны, не любят двигаться, слабое питание головного мозга.
  • Уродства (явные или выдуманные)

3 группа: Конфликты, связанные с антисоциальным поведением

  • Опасения уголовной ответственности
  • Боязнь иного наказания, позора

4 группа: Конфликты, связанные с учебой или работой

5 группа: Материально-бытовые трудности

свернуть

Рекомендации педагогам

 

1. Научитесь не только слушать, но и слышать, и Вы, как опытный педагог, всегда сможете вовремя предотвратить непоправимое, не позволите ребенку уйти из жизни.

2. Помните, что перед Вами не «tabula rasa», а растущие личности, каждый из которых имеет свой уникальный опыт, который пусть еще недостаточно велик, но заслуживает должного уважения.

3. Будьте готовы помочь ребенку справиться с тревожащей ситуацией, помочь ему разобраться в своих мыслях, спасти от отчаяния и найти выход.

4. Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, помните о педагогическом такте, о важности спокойного, доброжелательного тона общения.

5. Не позволяйте себе формального отношения к своей работе, которое выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка.

6. Не допускайте в общении с учащимися случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия.

7. Не останавливайтесь на достигнутом, повышайте уровень педагогического мастерства и компетентности, приобретайте навыки снижения психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, расширяйте свои знания в вопросах психологического здоровья и благополучия детей разного возраста, повышайте осведомленность в вопросах суицидального поведения.

8. Умейте найти позитивное в любой сложной жизненной ситуации и «заряжайте» этим оптимизмом учащихся.

9. Организуйте сотрудничество с родителями, при необходимости - будьте готовы обратиться с разрешения родителей ребенка за квалифицированной консультацией к специалистам.

Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

• не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией; помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам;

• доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке, не игнорируйте предупреждающие знаки;

• не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например, "Конечно, твоя семья тебе поможет" или «Завтра все изменится само собой»;

• покажите, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

• сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите, будьте искренние;

• постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: разговоры о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью и на самом деле подросток может почувствовать облегчение от после обсуждения и перейти к решению проблемы;

• постарайтесь узнать, есть у него план действий: конкретный план - знак реальной опасности;

• не предлагайте упрощенных решений типа "Все что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше";

• убедите подростка в том, что он не один, что всегда есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

Рекомендации родителям

1. Своевременно обращайте внимание на резкие изменения стиля жизни, настроения Вашего ребенка, изменения его аппетита, сна, особенно если эти изменения сочетаются с депрессивным состоянием, при необходимости – обратитесь за помощью к специалисту.

2. Не ограничивайте активность и круг знакомых ребенка, доверяйте ему, дайте почувствовать разумные границы свободы, научите его строить отношения с другими людьми, создайте условия для общения и расширения сферы интересов ребенка.

3. Не ставьте ребенка в жесткие рамки и никогда не становитесь категорически между ним и друзьями, будьте мудрее. Но Вам следует достаточно близко познакомиться с друзьями и непосредственным кругом общения своего ребенка, в ненавязчивой форме интересоваться содержанием их времяпровождения.

4. Ребенок нуждается в новых впечатлениях – наполните его жизнь значимыми эмоционально насыщенными событиями, прививайте ребенку духовные ценности.

5. Обсуждайте со своим ребенком планы на предстоящие выходные, ближайшее семейное торжество, делитесь друг с другом перспективными целями, простраивайте будущее; демонстрируйте уверенность, что каждый человек способен добиваться поставленных целей.

6. Не следует обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «пессимизме», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными, это только усугубит и без того низкую самооценку подростка: следует научиться сравнивать только «подростка-сегодняшнего» с «подростком-вчерашним» и настроить на позитивный образ «подростка-завтрашнего».

7. Обращайте внимание на образ жизни вашей семьи и с детства прививайте ребенку привычки, способствующие сохранению здоровья. Постарайтесь донести до ребенка, и лучше всего – своим примером, что здоровье – это залог счастливой и успешной жизни, и в большей степени оно зависит от самого человека.

8. Никогда не поднимайте на смех угрозы ребенка (пусть даже демонстративные) о желании покончить жизнь самоубийством. В любом случае это крик о помощи и это знак, что в вашей семье что-то происходит не так.

9. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

10. Любите своих детей такими, какие они есть, они не станут другими, они станут такими, какими мы их воспитали.

Педагог-психолог С.В. Ермакова

 

 

 

свернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения в школе Памятка для педагогов

Аутоагрессивное поведение – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового аутоагрессивного поведения — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

• Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

• Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.

• Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).

• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

• Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).

• Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

• Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

• Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

• Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).

Четыре основные причины самоубийства:

• Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

• Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

• Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

• Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

  Если вы слышите Обязательно скажите Никогда не говорите

1 «Ненавижу учебу, класс...» «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2 «Все кажется таким безнадежным...» «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3 «Всем было бы лучше без меня!» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4 «Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5 «Я совершил ужасный поступок...» «Давай сядем и поговорим об этом» «Что посеешь, то и пожнешь!»

6 «А если у меня не получится?» «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» «Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

• внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

• не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

• постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

• не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

• стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Омска

Профилактика аутоагрессивного поведения в школе

Памятка для педагогов

«…Самоубийство – мольба о помощи,

которую никто не услышал…»

Р. Алеев

свернуть

КАК ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

 

Зачастую, когда человек говорит, что он "устал от жизни" или "не видит в жизни никакого смысла", его слова либо не принимают всерьез, либо ему приводят примеры других людей, которым удалось успешно справиться с еще большими трудностями. Ни один из этих ответов не окажет на самом деле помощи суицидальному человеку.

Первоначальный контакт с суицидальным человеком является самым важным. Встреча с ним часто происходит в многолюдной поликлинике, на дому или в общественном месте, и в подобных обстоятельствах бывает сложно организовать с ним доверительную беседу. Поэтому:

1. Первый шаг состоит в том, чтобы найти подходящее место для проведения спокойной беседы, по возможности наедине.

2. Следующим шагом является выделение необходимого времени. Людям с суицидальными тенденциями зачастую требуется довольно много времени, чтобы выразить свои переживания, потому следует психологически подготовиться к тому, чтобы посвятить им это время.

3. Далее, самая важная задача состоит в том, чтобы эффективно выслушать человека. Уже само предложение помощи и готовность выслушать является важным шагом к тому, чтобы ослабить уровень суицидального отчаяния.

Цель состоит в том, чтобы навести мост над пропастью, созданной недоверием, отчаянием и потерей ожиданий, и дать человеку надежду на изменение обстоятельств к лучшему.

Как следует вести беседу

• Слушать внимательно и сохранять спокойствие.

• Понимать чувства человека (проявлять эмпатию).

• Невербально (жестами) проявлять принятие и уважение.

• Выражать уважение к мнениям и ценностям человека.

• Разговаривать честно и искренне.

• Проявлять участие, заботу и теплоту.

• Фокусировать внимание на чувствах человека.

Как не следует вести беседу

• Слишком часто перебивать.

• Демонстрировать, что происходящее вас шокирует, проявлять слишком сильные эмоции.

• Показывать, что вы заняты, и что у вас нет времени.

• Проявлять покровительственное отношение (разговаривать с позиций «старшего» или все знающего человека).

• Допускать тревожащую назойливость или неясность в высказываниях.

• Задавать провокационные вопросы.

Общению способствует спокойное, открытое, принимающее и не осуждающее (без оценок) отношение.

Слушайте внимательно, относитесь с уважением, проявляйте сочувствие, выказывая заботу, сохраняйте уверенность в себе

* * *

САМОУБИЙСТВО - МИФЫ И ФАКТЫ

Мифы

1. Люди, говорящие о самоубийстве, на самом деле его не совершают.

2. Склонные к самоубийству люди твердо намерены умереть.

3. Самоубийство случается без предупреждения.

4. Улучшение состояния после кризиса говорит о том, что риск самоубийства снизился.

5. Все самоубийства предотвратить невозможно.

6. Если у человека появилась склонность к самоубийству, то она сохраняется у него навсегда. Факты

1. Большинство покончивших с собой перед суицидальным актом

определенно предупреждали о своих намерениях.

2. У большинства самоубийц отмечается амбивалентность.

3. Склонные к самоубийству люди часто дают вполне ясные указания о том, что собираются предпринять.

4. Многие самоубийства происходят в период улучшения, когда у человека

появляется достаточно энергии и воли, чтобы обратить отчаянные мысли в

решительные действия.

5. Это верно. Однако большинство все же предотвратить можно.

6. Суицидальные мысли могут возвращаться, однако они не постоянны и у некоторых людей они никогда больше не появляются.

* * *

КАК ВЫЯВИТЬ СУИЦИДАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

Ниже приведены признаки в поведении или в истории жизни человека, на которые следует обращать внимание:

1. Замкнутость, неспособность строить отношения с семьей и с друзьями.

2. Психическое заболевание.

3. Алкоголизм.

4. Тревога или паника.

5. Личностные изменения, проявляющиеся в повышенной раздражительности, пессимизме, подавленности или апатии.

6. Изменения в режиме питания или сна.

7. Совершенная ранее суицидальная попытка.

8. Ненависть к себе, чувство вины, стыда или своей несостоятельности.

9. Недавняя серьезная утрата - смерть близкого человека, развод, разлука и т.п.

10. История самоубийств в семье.

11. Внезапное желание упорядочить дела, написать завещание и т.п.

12. Чувство одиночества, беспомощности, безнадежности.

13. Суицидальные записки.

14. Физическая болезнь.

15. Повторяющиеся разговоры о смерти и самоубийстве.

* * *

КАК ОЦЕНИТЬ РИСК САМОУБИЙСТВА

Если у сотрудников служб, оказывающих первичную медицинскую помощь, возникают подозрения относительно суицидального поведения, то следует обратить на это внимание и оценить следующие факторы:

• психическое состояние и присутствие мыслей о смерти и самоубийстве в момент исследования;

• наличие плана самоубийства - насколько человек подготовлен, как скоро он собирается совершить суицидальный акт;

• наличие у человека системы социальной поддержки (семьи, друзей и др.).

Лучший способ узнать о том, помышляет ли человек о самоубийстве – это задать ему прямой вопрос об этом. Факты не подтверждают расхожего мнения, что разговоры о самоубийстве могут посеять мысли о нем в душе человека и спровоцировать его. Напротив, люди бывают очень благодарны и испытывают облегчение, когда им предоставляется возможность открыто обсудить темы и вопросы, над которыми они бьются уже достаточно долго.

Как следует задавать вопросы?

Задать человеку вопрос о присутствии у него мыслей о самоубийстве бывает весьма нелегко. Лучше всего подходить к этой теме постепенно. Ниже приведен ряд полезных для этого промежуточных вопросов:

• Бывает ли Вам грустно и тоскливо?

• Появляется ли у Вас чувство, что никому до Вас нет дела?

• Появляется ли у Вас чувство, что жить дальше не стоит?

• Возникает ли у Вас желание совершить самоубийство?

Когда следует задавать вопросы?

• Когда человек чувствует, что его понимают;

• Когда чувство неловкости и скованности преодолено, и он (она) обсуждает свои переживания;

• Когда он (она) рассказывает о негативных чувствах одиночества, беспомощности и т.п.

О чем именно следует спрашивать?

А) Чтобы выяснить, составил ли человек определенный план суицидальных действий:

• Вы составили план того, как именно собираетесь совершить самоубийство?

• Есть ли у Вас мысли о том, каким образом Вы собираетесь это сделать?

Б) Чтобы выяснить, имеются ли в распоряжении у человека орудия:

• У Вас уже есть таблетки, пистолет, яд или другие средства?

• Легко ли Вам будет достать орудие?

В) Чтобы выяснить, наметил ли человек определенное время:

• Вы уже решили, когда именно Вы собираетесь покончить с собой?

• Когда Вы планируете это сделать?

Все эти вопросы следует задавать с сочувствием, проявляя искреннее участие и заботу.

* * *

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

При наличии незначительного риска

У человека появляются суицидальные мысли, например, "я так больше не могу", "лучше бы я умер", однако никаких определенных планов он не строит.

Необходимые действия

• Предложить эмоциональную поддержку.

• Проработать суицидальные чувства. Чем более открыто человек расскажет об утрате, одиночестве, чувстве своей никчемности, тем меньшим станет накал его эмоций. Когда утихнет буря чувств, человек, скорее всего, перейдет к размышлениям. Этот мыслительный процесс чрезвычайно важен, так как никто кроме самого индивидуума не сможет отменить его решение о самоубийстве и принять решение в пользу жизни.

• Фокусировать внимание на позитивных, сильных сторонах человека, поощряя его к разговору о том, каким образом ему удавалось разрешить возникавшие ранее аналогичные или иные проблемы, не прибегая к самоубийству.

• Направить человека к психиатру, опытному врачу общего профиля или психотерапевту.

• Постараться встретиться с ним через определенное время и, по мере возможности, наладить постоянные контакты.

При наличии риска средней степени

У человека присутствуют суицидальные мысли и составлен план, однако он не собирается совершить самоубийство немедленно.

Необходимые действия

• Предложить эмоциональную поддержку, проработать суицидальные чувства человека, сфокусировать внимание на его сильных сторонах. В дополнение к этому, предпринять описанные ниже шаги.

• Воспользоваться амбивалентностью чувств. Следует концентрировать внимание на неоднозначности чувств и желаний суицидального пациента, чтобы постепенно укрепить его желание жить.

• Обсудить альтернативы самоубийства. Тот, что оказывает помощь в данный момент, должен попытаться проанализировать различные альтернативные способы решения проблемы. Пусть нет идеальных решений, следует обсудить все варианты в надежде на то, что пациент остановится на одном из них.

• Заключить контракт. Получите от человека обещание, что он (она) не станет совершать самоубийства А) без предварительного контакта с медицинским работником; В) в течение определенного периода времени.

• Направить пациента к психиатру, врачу иного профиля или к психологу-консультанту, организовать его встречу со специалистом как можно скорее.

• Связаться с семьей, друзьями и коллегами пациента, чтобы привлечь их к оказанию поддержки.

При наличии высокого риска

У человека разработан план, он располагает средствами, необходимыми для его выполнения, и планирует сделать это немедленно.

Необходимые действия

• Постоянно оставаться с человеком. Не оставлять его одного ни на минуту.

• Осторожно, мягко поговорить с человеком и постараться забрать у него таблетки, нож, пистолет, яд и т.п. (удалить орудия самоубийства).

• Заключить контракт.

• Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом иного профиля, вызвать карету "скорой помощи" и организовать госпитализацию.

• Информировать семью и привлечь ее членов к оказанию поддержки.

* * *

НАПРАВЛЕНИЕ К СПЕЦИАЛИСТУ

В каких случаях следует направлять пациента к психиатру? Если у пациента имеет место:

• психическое заболевание;

• история предшествующей суицидальной попытки;

• семейная история самоубийства, алкоголизма или психической болезни;

• тяжелая физическая болезнь;

• отсутствие социальной поддержки.

Каким образом следует направлять?

• Медицинский работник, оказывающий первичную помощь, должен не считаясь со временем, объяснить пациенту причину его направления к специалисту.

• Организовать консультацию.

• Объяснить пациенту, что направление его к психиатру не означает, что сам он не намерен более заниматься его проблемами.

• Встретиться с человеком после консультации.

• Поддерживать периодический контакт.

* * *

РЕСУРСЫ ПОДДЕРЖКИ

Обычно доступными источниками поддержки являются:

• семья

• друзья

• коллеги по работе

• священник

• кризисные центры

• медицинские работники.

Как следует использовать имеющиеся ресурсы?

• Вначале желательно получить у суицидального пациента разрешение привлечь для его поддержки те или иные ресурсы, а затем связаться с ними.

• Даже если разрешение не будет получено, попытаться найти кого-нибудь, кто проявил бы к суицидальному человеку особое сочувствие.

• Чтобы суицидальный человек не почувствовал обиды или отсутствия заботы, следует побеседовать с ним (с ней) заранее, объяснив, что иногда бывает легче говорить с чужим человеком, чем с близким.

• Поговорить с людьми - источниками поддержки, стараясь не обвинять их ни в чем и не вызывая у них чувства вины.

• Привлечь их к осуществлению действий, которые планируется предпринять.

• Учесть также и их потребности в психологической помощи.

* * *

ЧТО СЛЕДУЕТ И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ

Что следует делать

• Слушать, проявлять эмпатию и сохранять спокойствие;

• Оказывать поддержку и проявлять заботу;

• Относиться к ситуации серьезно и оценить степень риска;

• Задавать вопрос о предыдущих попытках;

• Обсудить возможные варианты решения, кроме самоубийства;

• Задать вопрос о наличии плана самоубийства;

• Выиграть время - заключить контракт;

• Найти источники поддержки;

• Если возможно, изъять орудия;

• Предпринять необходимые действия, сообщить о ситуации другим, организовать помощь;

• Если риск высок, оставаться с человеком.

Чего делать не следует

• Игнорировать ситуацию;

• Показывать, что ситуация вас шокирует, проявлять смущение, паниковать;

• Обещать, что все будет хорошо;

• Бросать человеку вызов, говоря, чтобы он сделал то, что собирается;

• Стараться превратить все в тривиальную ситуацию;

• Давать лживые обещания;

• Обещать хранить все в секрете;

• Оставлять человека одного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Уважаемый взрослый!

 

Эта памятка предназначена для Вас, так как, находясь рядом с ребенком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства их на половую неприкосновенность. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить "Правило пяти "нельзя":

- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

- Нельзя садиться в чужую машину.

- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать "Нет!":

- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

- вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

- уход от контактов, изоляция от друзей и близких;

- или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

- нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

- отсутствие целей и планов на будущее;

- чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

- пессимистическая оценка своих достижений;

- неуверенность в себе, снижение самооценки.

Перечисленные проблемы могут появиться в учебном заведении, дома, либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии, и определяются педагогом/родителем методом наблюдения за ребенком и личной беседы с ним.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации:

- Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый - самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

- Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

- Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

- Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

- Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

- Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Не оставайтесь в стороне от чужой беды!!!

свернуть

Маркеры аутоагрессивного поведения

 

К «группе риска» относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

- с затяжным депрессивным состоянием;

- сверхкритичные к себе подростки;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

- погруженность в размышления о смерти,

- отсутствие планов на будущее,

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Маркеры беды

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

Возможные мотивы

Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Составила педагог-психолог С.В. Ермакова

31.10.2022

 

 

 

 

 

свернуть
  • Как вести себя в экстремальных ситуациях