Алгоритм поведения педагога

Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди учащихся

Памятка для педагогов по профилактике

суицидального поведения среди учащихся

 

Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных проблем современного общества.

Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявления отличаются многообразием.

 

Истинное суицидальное поведение.

Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.

Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству:

-   жестокое обращение окружающих

- нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний

-   проблемы в школе

-   неразделенная любовь.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе объединяющим усилия специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов).

Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:

1.Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.

  1. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.
  2. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта.

 

 

 

Рекомендуется придерживаться следующих принципов:

1.Неотложность. Беседа с подростком должна осуществляться в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений.

  1. Эмпатическое, не директивное отношение к подростку.

-очень важно внимательно выслушать человека, дать возможность ему выразить в словах свои эмоциональные проблемы,

-психолог (педагог) должен стать адвокатом пациента, а не его судьей,

-следует избегать «дешевых» утешений или упреков («Подумали ли Вы о своей семье, матери?» и т.д.).

 

  1. Временное исключение подростка из стрессогенной ситуации.
  2. Сбор информации о кризисе

-внимательно воспринимать каждую жалобу пациента, не пренебрегать тем, что может «показаться» несерьезным «манипулятивным», «попыткой привлечь внимание»,

-прямо спрашивать о суицидальных мыслях, намерениях, планах, суицидальном поведении в прошлом.

  1. Определение внутреннего смысла кризиса:

-ожидания от поступка: что желает изменить в себе, окружающих, ситуации.

  1. Преодоление исключительности ситуации:

-показать, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы.

  1. Разработка ясного плана действий:

-для подростка, испытывающего состояние психологического дистресса, ощущение, что «ничего не делается для оказания помощи», усиливает тревогу. Необходимо предоставить пациенту план простых и конкретных мероприятий, направленных на оказание медицинской и психологической помощи.

  1. Наладить контакт с родственниками и друзьями.

Родственники и друзья подростка могут позитивно влиять на его состояние и быть источником ценной информации.

  1. Обеспечить психологическую поддержку и активизировать собственные ресурсы подростка.

 

свернуть

ПАМЯТКА классному руководителю для раннего выявления у несовершеннолетнего  кризисного состояния  и склонности к  суицидальному поведению  

ПАМЯТКА

классному руководителю

для раннего выявления у несовершеннолетнего  кризисного состояния

 и склонности к  суицидальному поведению  

 

  1. Исследование психологической атмосферы в семье через изучение личного дела учащегося, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение подростка дома, взаимодействие с ближайшим социальным окружением.

Обратить внимание:

  • на несправедливое отношение со стороны родителей;
  • развод (супружеская измена);
  • потерю одного из членов семьи;
  • отсутствие доверительных отношений с родителями, одиночество;
  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;

 

  1. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья несовершеннолетнего через изучение личного дела и медицинской карты учащегося, педагогическое наблюдение классного руководителя, учителя- предметника, социального педагога, педагога-психолога в образовательном процессе.

Обратить внимание:

  • на реальные конфликты и мотивы их участников;
  • патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);
  • соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости (компьютерные и азартные игры, алкоголь, наркотические средства);

 

  1. Взаимодействие в социуме через изучение межличностных отношений в классе, используя доступные методы педагогической и психологической диагностики (социометрия, наблюдение, анкетирование).

Обратить внимание:

  • на отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;
  • несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа, несправедливые требования к учащемуся;
  • принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;
  • боязнь иного наказания или позора;
  • самоосуждение за неблаговидный поступок;

 

  1. Дезадаптирующие условия.

Обратить внимание:

  • на эмоциональные нагрузки;
  • своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;
  • неадекватную самооценку личностных возможностей;
  • утрату понимания ценности жизни;
  • на потерю любимого человека;
  • уязвленное чувство собственного достоинства;
  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются эпидемии самоубийств);
  • состояние переутомления;
  • паническую боязнь будущего;

 

РЕКОМЕНДУЕМ: при неоднократном наблюдении у подростка более трёх факторов проявления социально-психологической дезадаптации необходимо поставить в известность школьного психолога либо педагога социального о выявленных факторах.

 

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ: (круглосуточно, бесплатно)

Республиканская детская телефонная линия 8 0162 40 62 26

Республиканский центр психологической помощи +375 17 300 1006

свернуть