Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №13 г. Слуцка"
Памятка для педагогов по профилактике
суицидального поведения среди учащихся
Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных проблем современного общества.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявления отличаются многообразием.
Истинное суицидальное поведение.
Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.
Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству:
- жестокое обращение окружающих
- нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний
- проблемы в школе
- неразделенная любовь.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе объединяющим усилия специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов).
Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:
1.Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
Рекомендуется придерживаться следующих принципов:
1.Неотложность. Беседа с подростком должна осуществляться в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений.
-очень важно внимательно выслушать человека, дать возможность ему выразить в словах свои эмоциональные проблемы,
-психолог (педагог) должен стать адвокатом пациента, а не его судьей,
-следует избегать «дешевых» утешений или упреков («Подумали ли Вы о своей семье, матери?» и т.д.).
-внимательно воспринимать каждую жалобу пациента, не пренебрегать тем, что может «показаться» несерьезным «манипулятивным», «попыткой привлечь внимание»,
-прямо спрашивать о суицидальных мыслях, намерениях, планах, суицидальном поведении в прошлом.
-ожидания от поступка: что желает изменить в себе, окружающих, ситуации.
-показать, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы.
-для подростка, испытывающего состояние психологического дистресса, ощущение, что «ничего не делается для оказания помощи», усиливает тревогу. Необходимо предоставить пациенту план простых и конкретных мероприятий, направленных на оказание медицинской и психологической помощи.
Родственники и друзья подростка могут позитивно влиять на его состояние и быть источником ценной информации.
ПАМЯТКА
классному руководителю
для раннего выявления у несовершеннолетнего кризисного состояния
и склонности к суицидальному поведению
Обратить внимание:
Обратить внимание:
Обратить внимание:
Обратить внимание:
РЕКОМЕНДУЕМ: при неоднократном наблюдении у подростка более трёх факторов проявления социально-психологической дезадаптации необходимо поставить в известность школьного психолога либо педагога социального о выявленных факторах.
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ: (круглосуточно, бесплатно)
Республиканская детская телефонная линия 8 0162 40 62 26
Республиканский центр психологической помощи +375 17 300 1006