Экологический марафон «Сюрпризы лесной тропинки»

29.11.2014

Экологический марафон «Сюрпризы лесной тропинки».

Форма работы: викторина

Цель и задачи:

  • Расширение кругозора
  • Формирование экологической компетентности
  • Развивать навыки работы в команде
  • Стимулировать познавательную активность учащихся.

Оборудование: доска, раздаточный материал (приложение)

Предварительная подготовка: школьную доску расчертить на 25 квадратов. В квадратах разместить заранее заготовленные вопросы (приложение 1).  Детей необходимо разделить на 3 команды по 4-5 человек.

 Ход мероприятия:

 -Добрый день, друзья!

«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». - Так писал более 100 лет назад Лев Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас. Люди, связанные с природой, которые её изучают и наблюдают – учёные, писатели, работники заповедников – обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и беспокоились все люди на Земле. Вот и мы сегодня вам  предлагаем вспомнить о самом красивом и хрупком мире - природе и всех тех, кого она объединяет. Сыграем в викторину, которая будет состоять из 4 раундов по итогам этих раундов, мы сможем определить лучших знатоков. Не будем тратить время, начинаем.

Участники делятся на команды и придумывают название, связанное с лесом.

 1 раунд: «Наша планета»

- Перед вами, пять категорий с вопросами. Каждый вопрос имеют свою стоимость. Вы вправе выбрать любой вопрос из любой категории, если вы отвечаете правильно, то зарабатываете стоимость вопроса. Если вы отвечаете не правильно, то ничего не зарабатываете, но и ничего не теряете. На выбранный вами вопрос может ответить другая команда. На обсуждение вопроса у вас будет 15 секунд. (Выбор идет по кругу, до тех пор, пока не кончатся вопросы) (приложение 1)

- Друзья, прошу подсчитать вас заработанные баллы, я рассчитываю на вашу честность! (Сумма набранных баллов в 1 раунде фиксируется на доске)

-Продолжаем!

 

2 раунд: «Лесные жители»

Ведущий выдает командам листы

- Внимание, команды! Сейчас за 3 минуты вы должны будете написать известные вам животных наших лесов. Каждое написанное верно слово принесет вам по 1 баллу. Задание ясно? Время пошло!

(Ребята пишут, после, ведущий при всех проверяет).

-Подсчитаем сумму балов за два раунда (фиксирует на доске).

 

3 раунд: «Обитатели родного края»

- В этом раунде вопросы будут посвящены обитателям нашей страны. Я сейчас буду зачитывать вопросы, вы должны на них ответить. Команды отвечают по очереди. При правильном ответе команда получит 1 балл. На этот же вопрос, в случае неверного ответа первой команды, отвечает другая команда. На раздумья у вас будет 20 секунд.

 Вопрос №1.

В древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (белка)

Вопрос №2 Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке, оно может почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии.(кузнечик)

Вопрос №3. В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (божья коровка)

Вопрос №4. Время цветения этого кустарника – апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь.(Волчьи ягоды)

Вопрос №5. Этих птиц любят за их весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жуков-листоедов. (скворцы)

Вопрос №6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются её сладкими выделениями), они наносят вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (муравьи)

Подсчитаем баллы…  У нас остался последний раунд.

4 Раунд: «Пословицы»

-Сейчас каждая из команд получит конверты (приложение №2), в них буквы, из них вы должны выложить названия растений. При составлении не должно остаться букв. За каждое правильно собранное слово команда получит 1балл. На выполнение этого задания у вас будет 1 минута (ведущий выдает конверты с буквами, в каждом конверте одинаковое количество букв, но разные названия растений) Всё ясно? Тогда начинаем!

- Проверяем! Конверт№1 («Возле леса жить — голоду не видать», «Волков бояться, в лес не ходить»), Конверт№2 («Лесные дары для каждой поры», «Кто лес любит и знает, тому он помогает»), Конверт№3 («В чужом месте, что в тёмном лесу», «Враг природы тот, кто леса не бережет»). (Игроки получают балы, за собранные слова).

Друзья, подведем итог, команда № 1 набрала … баллов, команда№2 - … баллов, команда №3 … баллов. Молодцы!

Мы поздравляем команду- победителя! (ведущий вручает победителям призы,).

Спасибо большое за игру,  до новых встреч!