«Формирование уверенного поведения или как противостоять давлению среды»

17.01.2015

Формирование уверенного поведения или как противостоять давлению среды в

подростковом возрасте.

 

Ни один ребенок не рождается, имея четкий план

того, что он должен делать и кем быть.

Обо всем этом он узнает от тех людей,

в обществе которых живет.

Вирджиния Сатир

 

В рамках шестого школьного дня 17.01.2015г.прошло мероприятие для учащихся 8-х классов «Формирование уверенного поведения или как противостоять давлению среды»

Цель: научить учащихся отстаивать свою точку зрения, противостоять давлению, говорить «нет».

Современные дети сталкиваются с невероятным давлением со стороны сверстников. Конечно, мы всегда надеемся, что наши дети смогут противостоять подобному отрицательному влиянию, однако зачастую им трудно это сделать, поскольку такая позиция не всегда популярна в их среде. Кроме того, просто в силу определенных возрастных особенностей дети до 15-17 лет просто не владеют надежными способами противостояния давлению группы.

Одним из жестких приемов подростковой манипуляции является достаточно распространенный, выраженный в слогане «А слабо!», который можно расшифровать примерно так: «Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это…». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность.

Важная истина также заключается в том, что нужно обладать настоящей нравственной силой, чтобы не поддаваться влиянию. Конечно, далеко не все дети в школе такой силой обладают. Поэтому наша задача — помочь детям выработать в себе такую внутреннюю силу и воспитать в них уверенность в себе.

Педагогам, родителям, взрослым

Лучше всего дети учатся противостоять отрицательному давлению, наблюдая, как сами взрослые отстаиваете свои взгляды. Известный американский педагог Мишель Борба предлагает следующие стратегии развития способности противостоять давлению со стороны сверстников:

1. Отстаивайте свое мнение, демонстрируя его уверенность позой. Объясните ребенку, что поза, которую он принимает, как правило, несет больше информации, чем слова, которые он произносит.

2. Учите ребёнка твердо сказать "нет". Напомните ребенку, что его задача — не пытаться переубедить другого, а уберечь себя от беды и придерживаться своих взглядов.

     3. Особо подчеркните, что противостоять другу нелегко. Учите попрощаться и уйти. Объясните, что он может столкнуться с запугиванием, насмешками или неприятием его мнения, но на то и существует смелость, чтобы противостоять. Иногда лучше просто выйти из ситуации. Родители должны договориться с ребенком, что каждый раз, почувствовав себя небезопасно в какой-либо ситуации, он должен позвонить им, и они его заберут, не задавая вопросов.

4. Учите находить уважительные причины для отказа.

Ребенок может объяснить сверстникам причину отказа, например, так: "Я сказал отцу, что буду дома". Родители должны разрешить ребенку ссылаться на них в качестве отговорки, например: «Мать мне жизни не даст, если я сделаю это».

5. Повторять свое решение. Скажите ребенку, что иногда помогает, если несколько раз повторять, как заезженная пластинка: "Нет, это неправильно", "Нет, это неправильно". Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.

6. Учите объяснять причины отказа. Размышление о возможных последствиях помогает укрепить убеждение ребенка в том, что ввязываться не стоит. Поэтому предложите ему объяснять причину отказа: "Это противозаконно", "Меня накажут" или "Я могу пострадать".

И последнее: Самым надежным средством не попасть в зависимость от других людей или в зависимость от группы является умение ребенка отстаивать свои права, и прежде всего три основных жизненных права:

Право делать то, что для тебя лучше.

Право самому выбирать.

Право переменить решение.

 

Подумайте, признаете ли Вы за собой эти права? Можете ли на деле реализовывать эти права в повседневной жизни?