Интеллектуально-познавательная игра «Подросток и закон»

31.01.2015

31.01.2015г. с  целью формирования представления о видах правонарушений, правового сознания и правовой культуры подростков, повышения информированности о правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних, развития навыков работы в команде среди учащихся 5 – 6 классов прошла интеллектуально-познавательная игра «Подросток и закон». 

Задачи:

  1. знать основные определения данной тематики;
  2. уметь различать виды правонарушений, видеть разницу между преступлением и проступком;
  3. определять виды юридической ответственности и возраст за совершенные правонарушения.

  

Закон показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных жизненных ситуаций.

Взрослея, человек становится участником разнообразных общественных взаимоотношений. И не всегда хватает личного опыта свободно ориентироваться во всё усложняющейся жизни.

Есть надёжные ориентиры, которые помогают сделать правильный выбор. Жизнь человеческого общества строго упорядочена государством посредством законов, в которых прописаны правила поведения, обязательные для всех.

Сегодня между собой соревновались 2 команды.

Первый этап: «Юные эксперты»

Ведущий: Первое задание нашей игры - вам потребуется знание прав человека и гражданина, Каждая команда должна правильно распределить права и виды прав.

  1. Личные права
  2. Политические права

     3. Социально-экономические права

     4. Культурные права

А. Право на неприкосновенность жилища;

Б. Право на личную неприкосновенность;

В. Право человека владеть своим имуществом:

Г. Право на свободное передвижение и выбор места жительства;

Д. Право на отдых, досуг, развлечения;

Е. Право на жизнь и свободу;

Ж. Право на свободу слова, печати;

З. Право на получение информации;

И. Право на образование.

Этап «Аналитики правого этюда»

        Для выполнения следующего задания вам потребуются знание правовых норм и понятий, а также умение работать в команде. На одном столе расположены карточки с понятиями, цифрами и датами, связанными правом. На другом столе расположены карточки с определениями всех понятий и названиями событий, связанными с датами и цифрами. Ваша задача соединить карточки вместе, чтоб понятия и даты соответствовали друг другу.

Задание:

Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

1989 г. – принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка.

Конституция – основной закон государства.

Кодекс – юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

Права человека – это охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать.

Преступление – общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом Республики Беларусь под угрозой наказания.                                                                       

А сейчас вам предстоит правильно указать возраст юридической ответственности за совершенное правонарушение и вид, заполнив таблицу.

Правонарушение

Вид

Возраст

 

Мелкое хулиганство, то есть действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан

 

Проступок

 

16

 

Убийство

Преступление

14

 

Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья

 

Проступок

16

 

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Преступление

14

 

Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия

Преступление

14

 

Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества

Преступление

14

 

Вымогательство, т.е. требование передачи чужого имущества или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких

Преступление

14

 

Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества

Преступление

14

 

Непоправимое завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

Преступление

14

 

Этап: «Правоведы»

В этом конкурсе я предлагаю вам шуточные четверостишия в которых описаны правонарушения и последующие за них наказания.

Каждой «страшилке» соответствует комментарий с выдержкой из Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях РБ.

Ваша задача соотнести четверостишие с комментариями. Приведу пример:

Задания для 1 команды:

Дорогу на «красный» юнец пересек,

Дядя в погонах мальчишку засек.

За это юнцу отвечать уж пора –      

Шестнадцать исполнилось парню вчера.

Комментарий: нарушение пешеходом Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа

Художником стать мальчик с детства мечтал,

На стенах домов «красоту» рисовал.

Таланта не понял сержант Иванов,

Родителям штраф он назначить готов.

Комментарий: осквернение зданий, порча жилых домов влечет предупреждение или   наложение штрафа

В спасателя маленький Вася играл,

Он людям карманы от денег спасал.

Но за руку быстро мальчишку схватили,

В милицию сдали и дело «пришили».

Комментарий: кража, т.е. тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом либо обязательными работами либо лишением свободы

Ограбить сберкассу Павлик решил:

Из шапки себе он маску пошил.

Но хоть деревянным и был пистолет,

Срок будет реальным, сомнения нет.

Комментарий: разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия наказывается лишением свободы

Задания для 2 команды:

Маленький мальчик в большом магазине

Матом ругался, катался в корзине,

Бабуси и деды вздыхали не зря!

Милиция вмиг усмирит дикаря.

Комментарий: мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан

Стать режиссером мальчишка решил.

Он видеокамеру ловко стащил.

И пуст на суде мальчик станет реветь,

Судья ведь не мама – не будет жалеть.

Комментарий: кража, т.е. тайное хищение чужого имущества

Подарили Женечке фотоаппарат,

Стать папарацци он будет очень рад.

Но творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

Комментарий: вымогательство, т. е. требование передачи чужого имущества или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких

Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана!

Штраф тут немалый – вот шутки цена.

Комментарий: заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге наказывается штрафом либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

Конкурс «Знаешь ли ты право?»

         Как называется документ международного уровня, защищающий права ребёнка?

(«Конвенция о правах ребёнка»)

  • Каким правовым документом регулируются отношения людей в нашей стране?

(«Конституция Республики Беларусь»)

  • Какими правами, гарантированными «Конвенцией», пользуются дети?

(право на образование; право и на охрану здоровья; право на законный отдых; право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни; право свободно выражать свое мнение; право на свободу ассоциаций и собраний; право на защиту от всех форм физического или психического насилия)

  • Согласно «Конвенции», до какого возраста человек считается ребёнком?

(до 18 лет)

  • Какая инстанция выносит окончательное решение по любому случаю нарушения закона?

(суд)

  • Кто такой истец, ответчик, адвокат?

(истец – лицо, обратившееся в суд за защитой нарушенного права;

ответчик – лицо, которому предъявлен судебный иск;

адвокат – юрист, которому поручается защита чьих-либо интересов в суде)

  • Что такое детектор лжи?

(Этот прибор называется полиграф. Он регистрирует самые разнообразные явления, происходящие в организме человека, которого подвергают неприятным расспросам. Самые заковыристые вопросы вызывают у преступника, как бы он ни хотел скрыть, учащённое дыхание, повышение давления)

  • Для чего служат отпечатки пальцев?

(Во всём мире нет двух людей с одинаковыми узорами на коже. Рисунок кожи, особенно на ладонях, ступнях, кончиках пальцев представляет собой прекрасное средство для идентификации человека.)