Интеллектуально-познавательная игра «Подросток и закон»
31.01.201531.01.2015г. с целью формирования представления о видах правонарушений, правового сознания и правовой культуры подростков, повышения информированности о правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних, развития навыков работы в команде среди учащихся 5 – 6 классов прошла интеллектуально-познавательная игра «Подросток и закон».
Задачи:
- знать основные определения данной тематики;
- уметь различать виды правонарушений, видеть разницу между преступлением и проступком;
- определять виды юридической ответственности и возраст за совершенные правонарушения.
Закон показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных жизненных ситуаций.
Взрослея, человек становится участником разнообразных общественных взаимоотношений. И не всегда хватает личного опыта свободно ориентироваться во всё усложняющейся жизни.
Есть надёжные ориентиры, которые помогают сделать правильный выбор. Жизнь человеческого общества строго упорядочена государством посредством законов, в которых прописаны правила поведения, обязательные для всех.
Сегодня между собой соревновались 2 команды.
Первый этап: «Юные эксперты»
Ведущий: Первое задание нашей игры - вам потребуется знание прав человека и гражданина, Каждая команда должна правильно распределить права и виды прав.
- Личные права
- Политические права
3. Социально-экономические права
4. Культурные права
А. Право на неприкосновенность жилища;
Б. Право на личную неприкосновенность;
В. Право человека владеть своим имуществом:
Г. Право на свободное передвижение и выбор места жительства;
Д. Право на отдых, досуг, развлечения;
Е. Право на жизнь и свободу;
Ж. Право на свободу слова, печати;
З. Право на получение информации;
И. Право на образование.
Этап «Аналитики правого этюда»
Для выполнения следующего задания вам потребуются знание правовых норм и понятий, а также умение работать в команде. На одном столе расположены карточки с понятиями, цифрами и датами, связанными правом. На другом столе расположены карточки с определениями всех понятий и названиями событий, связанными с датами и цифрами. Ваша задача соединить карточки вместе, чтоб понятия и даты соответствовали друг другу.
Задание:
Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
1989 г. – принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка.
Конституция – основной закон государства.
Кодекс – юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.
Права человека – это охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать.
Преступление – общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом Республики Беларусь под угрозой наказания.
А сейчас вам предстоит правильно указать возраст юридической ответственности за совершенное правонарушение и вид, заполнив таблицу.
№ |
Правонарушение |
Вид |
Возраст |
|
Мелкое хулиганство, то есть действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан |
Проступок |
16 |
Убийство |
Преступление |
14 |
|
Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья |
Проступок |
16 |
|
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью |
Преступление |
14 |
|
Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия |
Преступление |
14 |
|
Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества |
Преступление |
14 |
|
Вымогательство, т.е. требование передачи чужого имущества или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких |
Преступление |
14 |
|
Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества |
Преступление |
14 |
|
Непоправимое завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения |
Преступление |
14 |
Этап: «Правоведы»
В этом конкурсе я предлагаю вам шуточные четверостишия в которых описаны правонарушения и последующие за них наказания.
Каждой «страшилке» соответствует комментарий с выдержкой из Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях РБ.
Ваша задача соотнести четверостишие с комментариями. Приведу пример:
Задания для 1 команды:
Дорогу на «красный» юнец пересек,
Дядя в погонах мальчишку засек.
За это юнцу отвечать уж пора –
Шестнадцать исполнилось парню вчера.
Комментарий: нарушение пешеходом Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа
Художником стать мальчик с детства мечтал,
На стенах домов «красоту» рисовал.
Таланта не понял сержант Иванов,
Родителям штраф он назначить готов.
Комментарий: осквернение зданий, порча жилых домов влечет предупреждение или наложение штрафа
В спасателя маленький Вася играл,
Он людям карманы от денег спасал.
Но за руку быстро мальчишку схватили,
В милицию сдали и дело «пришили».
Комментарий: кража, т.е. тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом либо обязательными работами либо лишением свободы
Ограбить сберкассу Павлик решил:
Из шапки себе он маску пошил.
Но хоть деревянным и был пистолет,
Срок будет реальным, сомнения нет.
Комментарий: разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия наказывается лишением свободы
Задания для 2 команды:
Маленький мальчик в большом магазине
Матом ругался, катался в корзине,
Бабуси и деды вздыхали не зря!
Милиция вмиг усмирит дикаря.
Комментарий: мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан
Стать режиссером мальчишка решил.
Он видеокамеру ловко стащил.
И пуст на суде мальчик станет реветь,
Судья ведь не мама – не будет жалеть.
Комментарий: кража, т.е. тайное хищение чужого имущества
Подарили Женечке фотоаппарат,
Стать папарацци он будет очень рад.
Но творческих порывов не оценил сосед,
За шантаж мальчишке дали пару лет.
Комментарий: вымогательство, т. е. требование передачи чужого имущества или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких
Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана!
Штраф тут немалый – вот шутки цена.
Комментарий: заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге наказывается штрафом либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
Конкурс «Знаешь ли ты право?»
Как называется документ международного уровня, защищающий права ребёнка?
(«Конвенция о правах ребёнка»)
- Каким правовым документом регулируются отношения людей в нашей стране?
(«Конституция Республики Беларусь»)
- Какими правами, гарантированными «Конвенцией», пользуются дети?
(право на образование; право и на охрану здоровья; право на законный отдых; право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни; право свободно выражать свое мнение; право на свободу ассоциаций и собраний; право на защиту от всех форм физического или психического насилия)
- Согласно «Конвенции», до какого возраста человек считается ребёнком?
(до 18 лет)
- Какая инстанция выносит окончательное решение по любому случаю нарушения закона?
(суд)
- Кто такой истец, ответчик, адвокат?
(истец – лицо, обратившееся в суд за защитой нарушенного права;
ответчик – лицо, которому предъявлен судебный иск;
адвокат – юрист, которому поручается защита чьих-либо интересов в суде)
- Что такое детектор лжи?
(Этот прибор называется полиграф. Он регистрирует самые разнообразные явления, происходящие в организме человека, которого подвергают неприятным расспросам. Самые заковыристые вопросы вызывают у преступника, как бы он ни хотел скрыть, учащённое дыхание, повышение давления)
- Для чего служат отпечатки пальцев?
(Во всём мире нет двух людей с одинаковыми узорами на коже. Рисунок кожи, особенно на ладонях, ступнях, кончиках пальцев представляет собой прекрасное средство для идентификации человека.)