Театральная деятельность

Театральная деятельность

«Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития через театральную деятельность»

Театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка и его творческого потенциала.

Актуальность данного направления обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи.  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Методические разработки по театральной деятельности 

Сценарии театрализованных постановок

Фрагменты занятий с использованием театральной деятельности 

«Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития через театральную деятельность»

Театрализованная деятельность

«Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития через театральную деятельность»

Театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка и его творческого потенциала.

Актуальность данного направления обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи.  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Цель инновационной деятельности учителя-дефектолога:

Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося с ОПФР, его успешной социализации во 2 «А» и во 2 «Б» классах интегрированного обучения и воспитания на основе внедрения модели формирования толерантности участников образовательного процесса через приобщение детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников к театрализованной деятельности

Задачи  инновационной  деятельности  учителя-дефектолога:

-развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием.

- развивать умение давать оценку своим поступкам и поступкам других; умение делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

 - воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;

- развивать творческие способности детей;

- прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

- способствовать формированию эстетического вкуса;

- расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

-  создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать своё состояние в игре;

-  совершенствовать игровые навыки и творческую, самостоятельность через театрализованные игры,

 

Были определены задачи для детей:

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- обогащать словарь детей, активизировать его;

- совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;

- способствовать проявлению самостоятельности, активности с персонажами-игрушками;

- овладение импровизационными умениями.

В своей работе я использовала различные упражнения, такие как:

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Дыхательные упражнения – это комплекс упражнений, при выполнении которых выполняют все органы дыхательной системы.

Скороговорки, которые помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Пальчиковые игры.

Театрализованная деятельность создала в группах учащихся радостную и непринуждённую обстановку, дала положительный результат.

Пацеева Алиса – стала более эмоциональной, лучше запоминает содержание литературных произведений, активизировался словарь ребёнка.

Стрелкович Иван – стал принимать активное участие в играх, произношение слов стало более четким.

Грицкевич Богдан – раскрепостился, стал проявлять интерес к различным видам творческой деятельности, речь стала более громкой и чёткой.

Сахачёв Егор – овладел импровизационными умениями, улучшилась диалогическая речь, её грамматический строй, принимает активное участие в драматизации.

Русакович Роман (ребёнок с нарушениями аутистического спектра) – стал лучше понимать диалоговую речь, более эмоционально и осознанно произносить реплики.

Вишняк Моисей – стал гораздо лучше заучивать наизусть и вообще стал очень артистичным.

Суша Денис – исправил своё поведение, научился терпеливо дожидаться своей очереди, не перебивать, чётко и выразительно произносить слова героев.

Все дети стали более дружными, смелыми. Им очень нравится репетировать и выступать перед одноклассниками. Они искренне переживают, когда у кого-то что-то не получается, стараются подбодрить и помочь.

Театрализация сказок доставляет детям не только радость и удовольствие, но и учит быть добрыми, смелыми, внимательными, всесторонне развивают и воспитывают.

Я пришла к выводу, что в процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения, речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.

Для успешной реализации задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда:

Настольный театр

Пальчиковый театр

Маски

Я стараюсь пополнять этот центр различными новыми материалами. И в этом мне помогают родители. Вовлечение родителей в совместную с детьми  деятельность   является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности. Планирую на будущее, придерживаясь принципа: системности, последовательности, доступности, продолжать работу по формированию у детей интереса к театральной деятельности.

Учитель-дефектолог: Г.Г.Мацукевич

свернуть