Перевернём методическую работу?(из опыта проведения семинара – перевёрнутого урока по учебным предметам «Химия», «Математика»
24.01.2019Перевернём методическую работу?(из опыта проведения семинара – перевёрнутого урока по учебным предметам «Химия», «Математика»
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете
нехватку своих знаний, и так,
словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Конфуций
Немецкий педагог А. Дистервег писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится»[7].
Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?
Именно этому учились педагоги на семинаре - перевёрнутом уроке в рамках работы ОРЦИТ «Поиск» для учителей химии учреждений общего среднего образования Любанского, Слуцкого, Солигорского, Стародорожского районов на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №13 г.Слуцка»; в рамках РМО учителей математики.
Тревога Татьяна Александровна - учитель химии, руководитель районного ресурсного центра по химии, Сельванович Татьяна Николаевна - руководитель РМО учителей русского языка; Файед Людмила Леонидовна - учитель русского языка, заместитель директора по учебной работе, Куриленко Наталья Алексеевна, учитель математики, руководитель МО, включили педагогов в поиск адекватных образовательных программ, методик, технологий, которые способствует созданию инновационного образовательного пространства, профессиональному самосовершенствованию, повышению продуктивности.
Эти семинары представлял собою все этапы проектирования «перевёрнутого урока».
Прежде всего - мотивационный этап (мультфильм «Зависимость от смартфонов»), который помог всем узнать, зачем переворачивать класс, чтобы обеспечить развитие интеллектуального потенциала личности учащегося. Просмотренный видеоролик Юдина И.А. «Классный переворот или поговорим о модели обучения «Перевернутый класс» помог всем включиться во II, обобщающе - целевой и мотивационный этап.
Взяв в руки свечу, которая стала символом огня и помогла «зажечь нашу звезду - солнце», педагоги озвучили цели и задачи личностного развития.
Они решили, что в процессе урока будут учиться определять особенности, узнают этапы учебного занятия, их особенности, познакомятся с успешным опытом переворачивания урока.
Особенный интерес вызвал III этап, практический, где все знакомились с успешным опытом «переворачивания класса», провела Сельванович Татьяна Николаевна - руководитель РМО учителей русского языка.
Шаг 1. Все были приглашены в кинозал для просмотра видеоролика «Новая школа.
Шаг 2. Просматривая видеоролик и размышляя об увиденном, они зафиксировали свои мысли:
выделили 3 фрагмента, которые привлекли внимание;
записали основные мысли;
сформулировали собственные размышления, которые возникли при просмотре видеорепортажа;
сформулировали вопросы (1-2), признавшись в том, что еще интересует по теме «Перевернутый класс»;
записали ассоциации (2-3), которые возникли при просмотре видеорепортажа.
Как и требует любое занятие, наш «перевёрнутый урок» предполагал IV этап, паузу релаксации, чтобы соблюсти требования к организации здоровьесберегающего пространства. Её провели Тревога Т.А., Куриленко Н.А., с учётом особенностей учебного предмета. Она же и помогала проектировать «перевёрнутый урок» на каждом этапе деятельности
V этап, проверка усвоения знаний по теме «Проблемы «перевернутого» подхода», включил всех в работу в группах путём использования методики «Катер». На якорях нужно было отметить проблемы, которые мешают катеру отправиться в плавание. Затем каждая группа представила свои результаты.
Самым важным стал этап VI этап, этап подготовки теории для домашней работы, «поиск информации». Каждому был дан алгоритм работы, который предлагал следующее:
1.С помощью поисковых систем Интернета найдите информацию о …;
2.Кратко (2-3 предложения) опишите …;
3.Составьте …;
4.Подберите картинки ли видеоролик.
Послесловие…
Закончить хочется словами Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Литература к семинару
- Бугайчук, К.Л.Дайте мне точку опоры, и я переверну.../ М. Курвитс. - [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://perevernytuiklass.jimdo.com/
- Вся правда о том, как перевернуть занятия с ног на голову (перевод). Хан, который перевернул мир. - [Электронный ресурс]//Режим доступа:https://perevernytuiklass.jimdo.com/уроки-русского-языка/
- Гончарова, А.А. Технология «Перевернутый класс»/ А.А. Горчарова. - [Электронный ресурс]//Режим доступа:https://infourok.ru
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-3/Н.И. Запрудский - Минск,2017. – 168 с.
- Ищенко, А. «Перевёрнутый класс» - инновационная модель обучения. Опыт практической реализации на уроках немецкого языка/ А. Ищенко. - [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.ug.ru/method_artikl/876. –Дата доступа: 22.10.2016.
- Курвитс, М. Переворачиваем обучение.Часть первая: предпосылки модели обучения «перевернутый класс»/ М. Курвитс. - [Электронный ресурс]//Режим доступа:https://perevernytuiklass.jimdo.com/
- Курвитс, М. Перевернутый класс.Часть вторая: что переворачиваем?/ М. Курвитс. - [Электронный ресурс]//Режим доступа:https://perevernytuiklass.jimdo.com/
- Курвитс, М. Часть третья.Перевернутый класс: отличительные особенности перевернутого класса/ М. Курвитс. - [Электронный ресурс]//Режим доступа:https://perevernytuiklass.jimdo.com/
- Ремизова, Е.Г. Реализация методики смешанного обучения по модели «Перевернутый класс» на уроках информатики/ Е.Г. Ремизова. - [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/959515/