Научно-практическая конференция с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся» (онлайн-формат)

23.04.2021

   

  В Минском областном институте развития образования 20–22 апреля 2021 года прошла научно-практическая конференция с международным участием  «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся» с использованием дистанционных (информационно-коммуникационных) технологий взаимодействия(онлайн-формат).

   В рамках мероприятия наши педагоги Сельванович Т.Н.(учитель-методист по учебному предмету «Русский язык»), Файед Л.Л. (зам. директора по учебной работе) приняли участие в круглом столе по STEAM-образованию с участием Парка высоких технологий и российских коллег, в мастер-классах от педагогов-практиков, в марафоне проектных образовательных инициатив педагогов, а также представили своё исследование на тему «Как работает STEАM-образование на уровне учреждения образования в организации методической работы и отдельного урока. ЧТО? КАК?ЗАЧЕМ?»

  На современном этапе развития системы образования в Республике Беларусь приоритетной задачей является повышение его качества, что выступает основой формирования социально зрелой творческой личности. Этому способствует такая организация образовательного процесса, которая осуществляется на основе и в сочетании личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов с использованием дистанционных (информационно-коммуникационных) технологий взаимодействия.

  Одним из условий реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса является ориентация на продуктивный характер учебно-познавательной деятельности и развитие  исследовательских способностей учащихся и педагогов.

 Поэтому в нашем учреждении образования возникла необходимость поднять на более высокий уровень развитие исследовательских компетенций у педагогов и учащихся, так как повышение качества образовательного процесса невозможно без умений критически мыслить; брать на себя ответственность и принимать решение; создавать интерактивные модели; создавать собственные продукты; осваивать проектную культуру; опираться на собственный опыт. Тем более это было для нас не новым, так как наша школа десять лет участвовала в инновационном проекте «Шаг за шагом».

 Чтобы начать работу, необходима была диагностика «Какой вы STEAM-учитель?», чтобы выявить уровень владения исследовательскими компетенциями. Она показала, что 67% педагогам интересно делать подзорную трубу с детьми; 57% умеют превратить урок в запуск бумажного змея; 78% способны видеть математику в тротуарной плитке; 50% могут начать игру по измерению роста в бумажных стаканчиках и ввернуть туда арифметическую прогрессию; 70% понимают, что «базовые знания» не образуются сами собой в голове учащегося во время вашего объяснения;  73% точно знают, что проект съест кучу урочного времени, но сознательно идут  на риски; 96%; понимают, что «базовые знания» не образуются сами собой в голове учащегося во время вашего объяснения; 83% умеют создавать живые ситуации, когда учеба «сама просится»; 93% мудры: при групповой работе может быть шумно, но такие издержки невелики  и дают возможность учащимся взаимодействовать и общаться; 90% поощряют учащихся за лидерство (это поможет им в будущем этически грамотно руководить большой командой); 83% дают простор инициативе и оставляет право на ошибку; 70% способны организовать урок в любом месте: на берегу реки, в парке и даже  в супермаркете; 97% умеют мечтать; но только 37% обладает способностью выловить, сорвать или подобрать  с земли «предмет исследования».

  Посещённые учебные занятия подтвердили объективность нашей диагностики: постановку обучающей цели и задач личностного развития проводят 80% педагогов, а анализ ситуации будущего урока по входному контролю со STEM-прогнозом - 80%. 20% начинающих педагогов учатся этому.

  В то же время STEM-результат с объяснением, анализ и интерпретацию данных, мозговой штурм (проектирование решений); выбор решения – участие в аргументации доказательств; коммуникацию можно увидеть только у 60% педагогов.

 Элементы активной оценки, перевёрнутого урока для развития компетенций учащихся; техники ТРКМ для развития читательской, естественно-научной, математической и информационной грамотности; STEM-планирование, наблюдение, проведение исследований используют в своей работе 70 % педагогов.

  Это и помогло определить цель нашего исследования: создание условий для осмысления необходимости реализации STEM-подхода для обеспечения педагогической компетентности, для повышения качества образования учащихся и профессиональной самореализации педагогов.

  Эту цель педагоги сформулировали на своем языке:

  • в процессе исследования, мы узнаем, как связан урок и реализация STEAM-подхода к обучению;
  • выясним ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
  • успешно создадим свой продукт –  универсальный проект урока.

  Отсюда исходят и  задачи:

  • рассмотреть вопросы развития системы образования в Беларуси с использованием STEAM-подхода к обучению; показать потенциал активной оценки и перевёрнутого обучения при реализации STEAM-подхода для повышения качества образования;
  • раскрыть возможности компетентностного и STEAM-подходов на учебных занятиях.

  Проблемное поле: новая картина образования, созданная STEAM-подходом в обучении педагогов и учащихся.

  Предполагаемый результат: вооружение педагогов и учащихся исследовательскими компетенциями.

  Ведущая идея исследования: как работает STEM - образование на уровне учреждения образования в организации методической работы и отдельного урока?

  Для реализации цели и задач необходимо было найти ответы на вопросы: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

ЧТО? (развитие STEM-грамотности: обеспечение каждого инструментами инновационного мышления). Это возможно было сделать только за счёт отбора содержания.

Поэтому, учитывая современное образовательное пространство, для развития информационных компетенций мы использовали технологии образовательного консалтинга (консультирования). Образовательный консалтинг представляет собою консультации, которые, с одной стороны, приводят к запуску механизма самоорганизации и саморазвития (изучение специальной литературы, использование Интернет - ресурсов); с другой стороны, способствуют совместной деятельности педагогов по решению какой - либо проблемы [3,с.366-373].

С начала учебного года на сайте школы были представлены материалы и ссылки на литературу (теоретический аспект) на тему «STEAM-подходом в образовании. Идеи. Методы. Практика. Перспективы» для самостоятельной работы и изучения, в том числе статья заместителя директора Степанович Н.В. на III Международном научно-практическом дистанционном семинаре «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной сферы».

КАК? Организация методической работы в школе, опытом которой мы делились на Международных педагогических чтениях «Непрерывное образование педагогов: достижения,  проблемы, перспективы» (АПО, 5 ноября 2018 г.); уже тогда носила практико-ориентированный характер. Следует отметить, что игровая модель образовательного процесса у нас строится всегда на включении учителей в процесс игрового моделирования изучаемых событий, явлений, на проживании ими нового опыта в обстановке игры. Нетрадиционный урок для взрослых даёт возможность - почувствовать в себе исследователя. Поэтому все педагоги были приглашены на уроки для взрослых: мастер-классы «В экспедицию открытий – с активной оценкой»; «АА и реализация STEM-подхода - новые возможности урока»; квест-игру «Урок и исследовательская деятельность при реализации STEM-подхода»; методическое кафе « Потенциал активной оценки и перевёрнутого обучения в обеспечении STEM-подхода».

ЗАЧЕМ? Каждое занятие с педагогами предполагало создание того или  иного продукта (проекта), который демонстрировал  универсальную возможность организации исследовательской деятельности в рамках урока.

В ходе исследования нами были подготовлены практические материалы по реализации STEAM-подхода в организации методической работы с педагогами и учащимися на уроках русского языка.

Очевидно, поиск ответов на вопросы «ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?» помог педагогам увидеть универсальность STEM-образования, которое позволяет справляться с задачами любой сложности и получать при этом практическую реализацию своих знаний, что способствует формированию инновационного мышления, умений, навыков 21 века.

Для всех стало понятным и то, что STEAM образование помогает обеспечить не только в работе с педагогами, но и с учащимися:

  • междисциплинарный подход, в процессе которого учащиеся и учителя овладевают проектным мышлением;
  • поиск значимых проблем, которые предшествуют поиску ответов;
  • определение темы и цели, используя дидактические средства (элементы) активной оценки;
  • планирование действий по решению проблем;
  • проведение исследований для создания проекта (мини-проекта) и анализ проведенной работы;
  • представление готового продукта (презентация);
  • рефлексию, чтобы получить обратную связь и перспективы развития.

  А самое главное, STEM-образование способствует созданию STEM-учителя, смелого, предприимчивого в конструировании образовательного процесса; способного мобилизовать учащихся на решение нестандартных задач; брать ответственность за выбор и отстаивать свою точку зрения.

Данная деятельность открывает перспективы для расширения границ исследования:

  • возможность принять участие в работе сетевой методической мастерской «Современные подходы к организации методической работы» с 24.02.2021 по 18.04.2021 в АПО;
  • разработать авторские методические продукты для использования в практической деятельности с педагогами.

Список использованных источников

  1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии - 3:/Н.И. Запрудский// Минск: Сэр-Вит, 2017.– 168с.
  2. STEM-подход в образовании: идеи, методы, практика, перспективы [электронный ресурс] / Сайт Ассоциации по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего». Респ. Беларусь, - Минск, 2018. – Режим доступа: http://edu4future.by/article/rezultaty-issledovaniya-stem-podhod-v-obrazovanii.
  3. «Как зажечь звезду» (из опыта организации методической работы в условиях организации компетентностного подхода)(г. Минск, 5 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] / М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования»,ОО«Белорус. пед. о-во». – Минск : АПО, 2018. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM). –Систем.требования : IBM- совместимый компьютер, ОЗУ 512 МБ, CD-ROM, экран 1024Х768, WindowsXP/Vista/7/8, AdobeReade.