Мастер - класс «Как зажечь звезду: как? что? зачем?»

09.04.2021

Как зажечь звезду? КАК? ЧТО? ЗАЧЕМ?

(из опыта организации методической работы, направленной на улучшение качества образовательного процесса как залога качества образования)

 

Л.Л. Файед, заместитель директора

по учебной работе

Государственного учреждения

образования

 «Средняя школа №13 г.Слуцка»

Тел.-8-01795-2-53-42

Тел.ВЕЛ.: +37544543440

 

Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета, ясную мысль.

А.С. Макаренко

   Немецкий педагог А. Дистервег писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».

   Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?

   Решению этих вопросов был и посвящён мастер - класс «Как зажечь звезду: как? что? зачем?» (из опыта организации методической работы в условиях реализации компетентностного подхода как залога), который прошёл в рамках РМО в Государственном учреждении образования «Средняя школа №13 г. Слуцка» 09.04.2021.

   Целевой аудиторией стали педагоги Слуцкого района, находящиеся в резерве кадров.

  Цель занятий: содействие развитию положительной профессиональной мотивации и стремлению к профессиональному росту педагогов с позиции компетентностного подхода как залога повышения качества образования.

    Задачи:

  • обсудить вопрос эффективности организации методической работы в школе с позиции компетентностного подхода;
  • показать продуктивность методической работы в личностно - профессиональном развитии педагогов;
  • способствовать становлению современного учителя, имеющего потребность активно взаимодействовать с коллегами, обмениваться с ними идеями и результатами практики.

  В ходе встречи была представлена презентация (из опыта работы директора школы В.В. Ралько) «Компетентностный подход в организации образовательного процесса - залог качества образования».

   В то же время гости были приглашены на мини – уроки «Учиться, чтобы делиться!» (план уроков, фото). В актовом зале была организована выставка «Это - мы, а это - наша работа!»  (из опыта работы учреждения образования).

   Мастер-класс «Как зажечь звезду: как? что? зачем?», заместитель директора по учебной работе Л.Л. Файед, открыла  эмоциональным настроем – мотивацией «Школа моей мечты» (серия из цикла «Ералаш»), выдвижением проблемы обсуждения: как целесообразно организовать методическое сопровождение образовательного процесса?

Обсуждение проблемы началось фрагментом кинофильма «Королева бензоколонки», а именно: «Новенькая? Привыкайте. Коллектив у нас хороший». Участники семинара должны были ответить на вопрос: считаете ли Вы вмешательством в ваше личное образовательное пространство с помощью советов и помощи со стороны опытных коллег?

 Участникам было предложено вместе определить способы «зажигать» звёзды. Им даны были три пути и последствия. Нужно было соотнести пути с последствиями:

1-й: чтобы стать звездой, надо гасить другие звезды.

Человека, который выбрал этот путь, ждут опасность и одиночество;

2-й: чтобы стать звездой, надо гореть ярче.

Человек, избравший для себя второй путь, может не рассчитать свои силы и сгореть;

3-й: чтобы быть звездой, надо зажигать другие звезды.

Человек, который избрал третий путь, будет всегда находиться на звездном красивом небосклоне. Если у него закончится  огонь, кто-то обязательно вернет то, что человек когда - то дал.

Используя строительный материал (кирпичики - этапы действий); участники пытались найти, какой из них станет фундаментом «дома», т.е. алгоритма работы «Учиться быть учителем!».

 

 Фрагмент кинофильма «Любовь и голуби», «Важен не результат, а процесс», заставил всех задуматься над тем, что в новых условиях организации образовательного пространства необходим такой подход к организации методической работы: «Учиться, чтобы делиться».

Планирование работы с педагогами по обеспечению их профессионального роста, выращивание учителя как профессионала всегда начинается и заканчивается диагностикой, которая должна помочь ответить на 6 вопросов: Что? Как? Когда? Кто? Где? Сколько средств?

Такой подход позволяет обеспечить повышение компетентностей педагогов разными путями.

Фрагмент кинофильма «Свадьба в Малиновке», «Тебе, опять тебе», подтвердил то, что на качество методической работы негативно влияет разная степень участия (активности) педагогов в методической работе, когда одни «загружены» по принципу «тебе, опять тебе, всё время тебе».

Были даны рекомендации, что нужно сделать, чтобы избежать этого: использовать технологии образовательного консалтинга (консультирования); обогащать содержание методической работы образовательным аутсорсингом (использованием внешнего источника или ресурса с целью индивидуализации образовательного процесса). Принцип аутсорсинга: «Оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю то, что другие сделают лучше, чем я».

«Зажечь звезду» помогает и аттестация педагогов. В широком смысле это представление педагогического опыта, обеспечивающего высокое качество знаний, высокий уровень воспитанности и развития обучающихся.

 Значительное место в обеспечении профессионального роста педагогов занимает использование потребности учителя в самовыражении и самоутверждении за счёт активного участия в проведении семинаров различного уровня.

 Есть ли предел профессионального совершенствования учителя? Предела нет. Но есть успех и огромный бесценный опыт. Фрагмент кинофильма «Большая перемена», «Опыт накопил», помог оценить значимость анализа, осмысления и обобщения опыта, который является средством повышения эффективности работы учителя и качества образования учащихся.

Подведение итогов «Как? Что? Зачем?» было организовано рефлексивным методом «Многоточие» из кинофильма «Весна на Заречной улице».

 С помощью рефлексии «ХИМС» каждый участник смог высказаться:

 Х – что было хорошего;

 И – что было интересного;

 М – что мешало работе;

 С – что взял бы с собой.

ПОСЛЕСЛОВИЕ…. Как утверждает В. Хлебников,

«люди - удивительные звезды,

Дальние и ближние миры.

Люди обладают звездным свойством

Сдерживать сиянье до поры,

А потом сиять с такою силой!

Что тому причиною? Как знать?

Самым удивительным светилом

Человека надо бы назвать!».