Семинар – практикум для заместителей директоров на тему «Стратегии активной оценки и перевёрнутого урока для эффективного обучения педагогов и учащихся в условия реализации компетентностного подхода

26.11.2019

Семинар – практикум для заместителей директоров  на тему «Стратегии активной оценки и перевёрнутого урока для эффективного обучения педагогов  и учащихся в условия реализации компетентностного подхода(из опыта организации методической работы) прошёл 26.11.2019 года

 

Опыт работы в этом направлении представили 40 зам.директора Слуцкого района Файед Л.Л., заместитель директора по учебной работе; учитель русского языка Сельванович Т.Н.(презентация).

 Немецкий педагог А. Дистервег писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую  человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть.

Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».

 Как добиться того, чтобы каждый учащийся  и педагог действительно стали  активными участниками «экспедиции открытий»? На сегодняшний день, когда образовательный процесс в учреждении осуществляют 78 педагогов, имеющий высокий профессиональный уровень, стратегии активной оценки стали основой методической работы, помогли ответить на 5 вопросов: Что?Как?Когда?Кто?Где?

Прежде всего они помогли обеспечить компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов, чтобы управление образовательным и профессиональным ростом педагогических кадров стало залогом устойчивого развития учреждения образования.

Педагог смог искать свое «профессиональное лицо», «учиться быть учителем», включившись в эффективную методическую работу, главная цель которой - «разбудить» педагога и помочь ему осознать необходимость совершенствования своей профессиональной деятельности, чтобы «зажечь в себе звезду».

Итак, начнём с того, что сегодня вы увидите, как стратегии активной оценки и перевёрнутого урока эффективны не только для обучения педагогов, но и учащихся в условиях реализации компетентностного подхода.

Если на уроке учащийся(педагог) переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции.

Поэтому никакое занятие(урок) не проходят без эмоционального настроя.

 Задача на этом этапе - создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации.

Мы хотим и Вам предложить использовать эмоциональный настрой (стихотворение о значение активной оценки для образовательного процесса):

У каралеўстве незвычайным

Жылі дарослыя і дзеці.

Да ведаў прагай надзвычайнай

Вядомыя былі ў свеце.

Ды толькі спробы новых ведаў

У каралеўстве не цанілі

І па класічных па рэцэптах

Вучыліся і ўсіх вучылі.

Магчыма, гэта і не дрэнна,

Але – навошта жыць з лучынай,

Калі з-пад лямпы болей свету?

Не заўважаюць там, магчыма?

Ды толькі жыць у тым стагоддзі,

Што ўжо прайшло, не ўсе жадалі.

І недзе ў іншым асяроддзі

Адказы: «Як вучыць?» шукалі.

Нібы праменчык сярод цемры –

Стратэгію змаглі заўважыць.

Завуць «Актыўная Ацэнка».

Над ёй спрабуем паразважыць.

Цікава? Не? Рашайце самі, -

Але прыйшлі мы да высновы,

Што стратэгічным кампанентам

Ёсць месца і на ўроку новым.

Без мэтаў ўрок – птах без крылаў.

Ён ёсць, але лятаць не можа.

 А мэту дай – і крылаў сіла

Падняць да небасхілу можа!

Крытэрыі, ці НаШтоБуЗу –

Дапамагаюць не згубіцца,

Каб веды непасільным грузам

На вучня не маглі зваліцца.

Пытанні – вось што пабуджае

Да справы, да сваіх адкрыццяў.

Хто іх умела састаўляе –

Не дасць той вучням заляніцца!

А ключык да асэнсавання

Самаацэнка падбірае.

І з узаемнай яна разам

Да новых ведаў нас штурхае.

Майстэрства сувязі зваротнай

Адкрыецца… Тады заўважыш:

Стратэгія ўжо стала роднай,

І без яе ты мала важыш…

Няхай не толькі ў казцы людзі

Стратэгію сваёй прызнаюць.

Хай шматвядомай яна будзе,

Хай жыць ёй не перашкаджаюць!

Многие слышали слова педагога А.С. Макаренко: «Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета, ясную мысль».

Чтобы педагог и учащийся поверили в себя, мы предлагаем Вам видеоролик «Всё в твоих руках»(мотивационный).

Анализ ситуации будущего занятия(входной контроль) мы проводём   с помощью экспресс-диагностики:

Анализ ситуации будущего занятия

 

да

частично

нет

Умею проектировать образовательный процесс, используя элементы «Активной оценки» и перевёрнутого обучения, чтобы повысить эффективность обучения и обеспечить компетентностный подход

   

 

Организую поиск информационных ресурсов с учётом содержания и возраста учащихся для домашнего задания(информационно-коммуникативные компетенции)

     

Определяю содержание деятельности на каждом этапе (ценностно-смысловые компетенции, учебно-познавательные)

     

Провожу диагностический тест по изученному материалу дома(компетенции личностного самосовершенствования)

   

 

Обобщаю вопросы, требующие отработки, обеспечиваю постановку обучающей цели, задач личностного развития, НАШТОБУЗУ(ценностно-смысловые компетенции)

     

Организую паузы релаксации, физкультминутки в соответствии с гигиеническими требованиями к уроку(общекультурные компетенции)

     

Проверяю усвоение темы, осуществляю коррекцию и  обратную связь. Использую самооценку, взаимооценку (рефлексивыные компетенции).

     

Обеспечиваю домашнее задание с учётом успехов и проблем, предлагаю информационные ресурсы.

   

 

Пониманию, что элементы «Активной оценки» и перевёрнутого обучения помогут обеспечить компетентностный подход.

     

Повышаю свою педагогическое мастерство за счёт овладения педагогическим опытом по внедрению  активной оценки, модели «перевёрнутый урок», развиваю свои профессиональные компетенции(информационную, исследовательскую, аналитическую, технологическую и т.д.)

     

 Значительную роль в обеспечении компетентностного подхода играет участие в проведении областных семинаров и районных методических объединений.

И это неслучайно, так как педагоги школы хорошо понимают, что «человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность(Г. С. Батищев).

Стратегии активной оценки для эффективного обучения педагогов в условиях реализации компетентностного подхода были объектом исследования на семинарах различного уровня и педсоветах(педсовет 27.12.2018, областные семинары - практикумы для учителей математики, истории, химии(23.01.2019,24.01.2019, 20.02.2019).

Семинар практикум ОРЦИТ «ПОИСК» на тему Стратегии активной оценки как современные методические подходы к реализации содержания учебного предмета «Русский язык» при обучении на повышенном уровне-30.09.2019 вызвал особый интерес у педагогов Минской области.

Трансляция передового педагогического опыта состоялась в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования», общественное объединение «Белорусское педагогическое общество» на Международных педагогических чтениях  на тему «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» 05.11.2018 года, в котором приняли участие учитель русского языка и литературы Сельванович Татьяна Николаевна и заместитель директора по учебной работе Файед Людмила Леонидовна. Они представили работу на тему «Как зажечь звезду (из опыта организации методической работы в  условиях реализации компетентностного подхода).

Результатом Международных педагогических чтений стало электронное издание на тему «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» - 05.11.2018 года(Международные педагогические чтения «Непрерывное образование педагогов: 43  достижения,  проблемы,  перспективы»  (Минск,  5  ноября  2018 г.)  [Электронный ресурс] /

Настоящей победой представления опыта деятельности стал «Фестываль педагагічных ідэй «СТРАТЭГІІ АКТЫЎНАЙ АЦЭНКІ ДЛЯ ЭФЕКТЫЎНАГА   НАВУЧАННЯ: ЛЕПШЫЯ АДУКАЦЫЙНЫЯ ПРАКТЫКІ» -24мая 2019 года

Перевёрнутая методическая работа в 2018/2019 учебном году способствовала введению в практику работы методического объединения проведение методических диалогов (это обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий);

практики проведения организационно – деятельностных игр по реализации компетентностного подхода в преподавании учебных предметов путём использования модели образовательного процесса «перевернутый класс» и «активной оценки».

Тому подтверждением стали  печатные издания:

06.07.2019. Настаўніцкая газета «Як запаліць зорку»;

сентябрь-октябрь 2019. Популярный журнал №5(17). Деятельность классного руководителя. Совершенствование форм организации учебной деятельности как условие достижения качественного образования в свете реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании;

24.10.2019. Настаўніцкая газета «В экспедицию открытий – с активной оценкой»

Проектирование занятия с использованием стратегий активной и перевёрнутого обучения… С чего начать?(приложение «Разработки уроков», «Фотогалерея».)

Прежде всего можно предложить и педагогам, и учащимся сайт (блог) учителя;сайт школы;YouTube,Академию Хана …

  1. Дать чёткие инструкции(НАШТОБУЗУ к ДЗ) по работе с материалом;
  2. Просмотр готовых видео, скринкастов, презентаций, материалов интернета, теории …
  3. Учащийся записывает вопросы, делает конспект, заметки …
  4. Выполнение теста на самопроверку и т.д.

 В помощь нам есть много информационных ресурсов(слайды 32-43).

 Стратегии активной оценки и перевёрнутого урока для эффективного обучения педагогов и учащихся в условиях реализации компетентностного подхода  мы используем при постановке обучающей цели. Запись её на языке учащихся(педагогов) предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения поставленных целей.

Например:

Тема урока. Имя существительное(1 урок)

 Цель: планируется, что к концу урока я

  1. смогу находить имена существительные в тексте;
  2. определять 3 морфологических признака существительных(род, число, падеж);

2 синтаксические  функции(подлежащее , дополнение);

3.успешно выполню диагностический тест.

Примечание: по ходу учебного занятия обращаться к цели на каждом этапе деятельности учащихся.

Построение «проблемного поля» требует от учителя решения следующей задачи: создать проблемную ситуацию для осмысления учениками темы урока, определения задач деятельности, сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для работы на уроке.

Приём «Задачи» - один из самых эффективных на любом уроке, так как

 учащимся  предлагается определить задачи, опираясь на ключевые слова:

Вспомним…..

Сравним…..

Научимся…..

Создадим……(по ходу учебного занятия обращаемся к задачам и убираем их по ходу выполнения).

Построить алгоритм работы на уроке помогают нам «КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ – на что буду обращать внимание». Можно создать шкатулку  НаШтоБуЗУ для разных видов деятельности. Например, «Критерии 5-ти П»: Ответ должен быть:

  1. Правильным.
  2. Полным.
  3. Последовательным.
  4. Примеры.

5.Пояснения к примерам.

На организационном  этапе (Мастер-класс «Как зажечь звезду: из опыта проектирования урока) необходимо было создать условия для психологической настроенности участников мастер-класса на работу посредством вовлечении их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме мастер-класса. 

Участникам необходимо было сделать следующее: вообразите себе, что перед вами изображена некая  проблема. Это фотоснимок Солнца. Возьмите, пожалуйста, и ответьте на вопрос, какое из изображений представляет эту проблему более полно, объемно, образно? Хотелось, чтобы, когда вы выйдете из аудитории, те педагогические проблемы, которые мы поднимем сегодня, открылись для вас не с одной стороны, не  в плоскости, а именно так, объемно, образно и глубоко. 

Компетентностный подход в условиях «Активной оценки» и «перевёрнутого обучения» даёт возможность:

1.научиться познавать (работа над общими учебными умениями и навыками, развитие вкуса к исследовательской деятельности; овладение исследовательскими умениями, формирование интеллектуальной и информационной культуры);

  1. научиться действовать (научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем; уметь справляться с различными ситуациями, развивать системное, критическое мышление);
  2. научиться работать (стремиться к лидерству, т.к. лидеры – профессионалы, уметь организовать вокруг себя людей, уметь им сопереживать, быть готовым оказать помощь);

4.научиться жить вместе (каждый человек – ценность, принятие и понимание другого, формирование коммуникативной культуры);

  1. научиться жить в ладу с самим собой (построение траектории собственного развития, формирование рефлексивной культуры ).

Наиважнейшим элементом АО, который непрерывно связан с целями и образовывает мостик к обратной информации, является критерий достижения цели, так называемый «НаШтоБузу». Эти критерии выявляют, была ли и насколько достигнута цель.

Любое занятие предполагает и КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС.

 Это вопросы, которые показывают учащимся(педагогам) более широкий контекст темы;

мотивируют выделять главную мысль, искать ответы; интересоваться учением.

Сегодня мы предлагаем вам возможные ключевые вопросы:

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ СТРАТЕГИИ АКТИВНОЙ ОЦЕНКИ  И ПЕРЕВЁРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ  В ПОВЫШЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ, ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ  И ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЗА СОБСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ???

 МОЖНО ЛИ С АКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ И ПЕРЕВЁРНУТЫМ ОБУЧЕНИЕМ ОТПРАВИТЬСЯ  В ЭКСПЕДИЦИЮ  ОТКРЫТИЙ?

СПОСОБСВУЮТ ЛИ СТРАТЕГИИ АКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРЕВЁРНУТОМУ ОБУЧЕНИЮ??? Выберите один.

Зачем предоставлять обратную связь?  Она поможет нам в следующем:

определение и выделение положительных элементов в работе ученика [++];

обращение внимания на то, что ученику желательно улучшить или над чем поработать дополнительно [-];

подсказки – как ученик может улучшить свою работу [∆];

подсказки – в каком направлении ученик должен работать дальше [↑].

Посетив уроки, зам.директора поработали с «Таблицой  анализа(самоанализа) урока с позиции стратегий активная оценка и перевёрнутого обучения:

Этапы урока

Выводы

да

частично

нет

I этап. Актуализационно-диагностический этап. Анализ ситуации будущего урока. Входной контроль.

     

II этап. Обобщающе – целевой и мотивационный этап

Постановка обучающей цели

Цель урока словами учащегося

Задачи личностного развития

     
     

III этап. Практический

Элементы «Активной оценки», «Перевёрнутого урока»для развития компетентностей учащихся(учебно-познавательных, ценностно-смысловых, общекультурных компетенций).

Техники ТРКМ и других технологий для развития читательской, естественно- научной, математической грамотности.

     

IV этап. Паузы релаксации(физкультминутки, работа с офтальмотренажёром, зрительной таблицей) на 20 мин. Соблюдение гигиенических требований к уроку.

     

V этап. Проверка усвоения знаний.Содержание выходного контроля.(Рефлексиваная компетенция).Обратная связь. Взаимооценка.Самооценкакоммуникативные компетенции .

     

VI этап. Домашнее задание , НаШтоБузу к «перевёрнутому уроку», к использованию электронных ресурсов в самостоятельной работе учащихся(информационная компетенция) на уроке и дома  комментарий отметок.

     

 

Самооценка. Когда педагог(учащийся) в состоянии оценить, сколько он уже знает, а сколько ему еще нужно изучить, чтобы достигнуть определенной цели, это помогает ему в образовательном процессе и делает его активным участником этого процесса.

 

Мы также хотим провести с Вами рефлексию «Я сегодня. Я завтра»:

Я сегодня

Варианты ответа

Я завтра

Варианты ответа

открыл,

что…

смогу

найти…

узнал,

как…

создам

текст…

понял,

как…

освою

приёмы…

увидел,

что…

определю

алгоритм

осознал,

что…

займусь

теорией…

выяснил,

как…

исследую

особенности

       

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ…. ЛАЙФАКИ

Мы предлагаем Вам лайфаки, которые помогут Вам в работе:

1.Напишите, в каких условиях будет проводиться занятие, к проектированию которого вы приступаете.

  1. Напишите, какие нормативные и методические требования.

нужно учесть при проектировании и проведении занятия.

  1. Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков ;
  2. Запишите, как вы создадите среду, благоприятную для учения учащихся.
  3. Определите обучающую цель.
  4. Установите задачи личностного развития учащихся и спланируйте ситуации развивающего типа.
  5. Определите и запишите ключевой вопрос, НАШТОБУЗУ для данного урока.
  6. Опишите этапы урока.
  7. Оцените разработанный урок (факультативное занятие) через призму признаков его эффективности.
  8. Предложите учащимся критерии выполнения домашнего задания, информационные ресурсы.

Итак, стратегии активной оценки для эффективного обучения педагогов  и учащихся в условиях реализации компетентностного подхода  позволяют «зажечь звезду» в каждом педагоге и учащемся, облегчить труд  за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель - рикша» превращается в «учителя - вагоновожатого» (Л.С. Выготский) [3].

Недостаточно стать профессионалом один раз, чтобы им оставаться, необходимо постоянное профессиональное развитие личности.

Труд педагога можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно – любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину.

Одно растение лучше произрастает на песчаной почве; другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, подходящий уход, иначе невозможно добиться успехов и качества образовательного процесса!

Чтобы быть звездой, надо зажигать другие звезды. Человек, который избрал этот  путь, будет всегда находиться на звездном красивом небосклоне. Методическая работа - важнейшее средство повышения профессионализма педагога, связующее в единое целое всю систему работы школы.

     Когда гость в ресторане пробует суп,  он ему либо нравится,  либо нет, и с этим уже ничего нельзя сделать: блюдо готово!

    А вот повар на кухне, когда готовит этот суп, может его приправлять, пробовать, добавлять различные ингредиенты.

    Так вот я желаю ВАМ, чтобы вы на работе, были как повара, умели подать знания под таким соусом, чтобы и взрослый, и ребёнок их проглотили  и просили добавки!