Cеминар-практикум в рамках ОРЦИТ «ПОИСК»
30.09.2019Современные методические подходы к реализации содержания учебного предмета «Русский язык» при обучении на повышенном уровне
Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
Именно этой теме был посвящён семинар-практикум, проведённый в рамках ОРЦИТ «ПОИСК» 30.09.2019 года для учителей русского языка Слуцкого, Солигорского, Любанского и Стародорожских районов.
Заместитель директора Л.Л. Файед, учитель русского языка и литературы, руководитель РМО Т.Н. Сельванович представили свой взгляд на современные методические подходы к реализации содержания учебного предмета «Русский язык» при обучении на повышенном уровне
Они доказали, что профессиональное педагогическое мастерство всегда есть результат достаточно длительной творческой деятельности учителя.
Народная мудрость гласит: «Мастерами не рождаются, мастерами становятся». Но даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду не гарантирует успешность учителя в решении возникающих сегодня теоретических и практических проблем образования. На данном этапе развития общества и образования нужен учитель- профессионал, который способен преодолеть возникающие в педагогической практике затруднения, обеспечить высокую эффективность работы, достигающий высоких образовательных результатов, иначе говоря — педагог-мастер.
На ориентировочно-мотивационном этапе все участники были замотивированы на деятельность видео «Всё в твоих руках».
Презентацию педагогических идей современных методических подходов к реализации содержания учебного предмета «Русский язык» на тему «Стратегии активной оценки в осуществлении рефлексивной деятельности» представила Сельванович Татьяна Николаевна, отметив, что только результативность реализации содержания учебного предмета «Русский язык» при обучении на повышенном уровне(100%-высокий и достаточный уровень на экзамене(справочно: год-94%);90% - на ЦТ стали подтверждением значимости выбранной стратегии обучения.
Итак, начнём с рефлексии настроения и эмоционального состояния, без которых невозможно проектирование урока с активной оценкой.
Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции.
Задача на этом этапе - создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Например:
Д |
||||
Г |
Комфортно |
|||
В |
Уверен в своих силах |
|||
Б |
Хорошо |
|||
А |
Плохо |
|||
Крайне скверно |
или выбирает фразы
Анализ ситуации будущего занятия(входной контроль) я провожу всегда с помощью экспресс-диагностики, например:
Проектирование урока по методике «Активная оценка» невозможно без постановки обучающей цели и записи её на языке учащихся.
Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности.
На уроке по теме «Имя существительное»(1 урок) планируется, что к концу урока я
- смогу находить имена существительные в тексте;
- определять 3 морфологических признака существительных (род, число, падеж); 2 синтаксических функции(подлежащее, дополнение);
- успешно выполню диагностический тест. (По ходу учебного занятия можно обращаться к цели на каждом этапе деятельности учащихся).
Построение «проблемного поля» требует от учителя решения следующей задачи: создать проблемную ситуацию для осмысления учениками темы урока, определения задач деятельности, сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для работы на уроке.
Приём «Задачи» - один из самых эффективных на любом уроке, так как
я предлагаю учащимся определить задачи, опираясь на ключевые слова:
Вспомним…..
Сравним…..
Научимся…..
Создадим……(по ходу учебного занятия обращаемся к задачам и убираем их по ходу выполнения).
Построить алгоритм работы на уроке помогают мне «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ – на что буду обращать внимание». Можно создать шкатулку НаШтоБуЗУ для разных видов деятельности. Например, «Критерии 5-ти П»: Ответ должен быть
- Правильным.
- Полным.
- Последовательным.
- Примеры.
- Пояснения к примерам.
На операционно - познавательном этапе деятельности на уроке по теме «Имя существительное» «НАШтоБуЗу» можно использовать и интеллектуальную рефлексию, которая предполагает осмысление процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий на операционно-познавательном этапе.
Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности, овладение учащимися понятиями предметного содержания урока, приобретение опыта применения соответствующих знаний и умений на практике.
Пример: Деятельность на уроке будет успешной, если ВЫ
- сможете находить существительные в тексте, помня о том, что оно обозначает предмет;
- сможете назвать основные морфологические признаки (минимум 3);
- будете знать 2 синтаксических функции существительного, приводить примеры.
(По ходу учебного занятия можно обращаться как к цели, так и критериям оценки).
Нельзя обойтись и без ключевых вопросов.Это вопросы, которые показывают учащимся более широкий контекст темы; мотивируют выделять главную мысль, искать ответы;интересоваться учением.
ПРИМЕР: справедливо ли утверждение Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка»?
К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Так ли это?
Каждый урок русского языка – это и предоставление обратной связи учащимся как осуществление рефлексии деятельности. Четыре элемента, наиболее часто используюмые на уроке русского языка:
определение и выделение положительных элементов в работе ученика [++];
обращение внимания на то, что ученику желательно улучшить или над чем поработать дополнительно [-];
подсказки, как ученик может улучшить свою работу [∆];
подсказки, в каком направлении ученик должен работать дальше [↑].
Обратная связь неотделима от критериев оценки (НаШтоБуЗу) .
Метод взаимооценки и самооценки позволяет стать учащимся активными участниками образовательного процесса. Самооценка позволяет найти ответ на вопрос: что я знаю? над чем мне ещё надо поработать; сколько он уже знает, а сколько ему еще нужно изучить, чтобы достигнуть определенной цели. Данные методы способствуют рефлексии, дают возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, искать наиболее рациональные. Этот вид рефлексивной деятельности использую на этапе проверки домашнего задания. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Урок по методике «Активная оценка» невозможен без выходного контроля, который помогает осуществлять рефлексию деятельности. При проверке усвоения знаний я часто использую методику «Катер» (для выявления проблем и способов их решения). Например: возьмите катер. Подумайте и напишите на якорях те проблемы, которые мешают катеру отправиться в плавание. Презентуйте полученные результаты. Очень нравится учащимся рефлексия «Я завтра. Я сегодня».
Я сегодня |
Варианты ответа |
Я завтра |
Варианты ответа |
||
открыл, |
что… |
смогу |
найти… |
||
узнал, |
как… |
создам |
текст… |
||
понял, |
как… |
освою |
приёмы… |
||
увидел, |
что… |
определю |
алгоритм |
||
осознал, |
что… |
займусь |
теорией… |
||
выяснил, |
как… |
исследую |
особенности |
Все педагоги посетили открытый урок на тему «Корни с чередованием», где одновременно шла работа на ПК. «Русский язык» (проект урока).
В то же время всем были предложены рекомендации (аналитический компонент) по подготовке к ЦТ по учебному предмету «Русский язык» за счёт профильного обучения и факультативных занятий по ПК «Русский язык. Обобщение и систематизация».
Сельванович Т.Н. поделилась лайфхаками от 100-балльника.
Рефлексия.ХИМС подвела итог работы семинара.
Каждый участник на карточках разного цвета написал:
Х – что было хорошего;
И – что было интересного;
М – что мешало работе;
С – что взял бы с собой.