Cеминар-практикум в рамках ОРЦИТ «ПОИСК»

30.09.2019

Современные методические подходы к реализации содержания учебного предмета «Русский язык» при обучении на повышенном уровне

Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

Именно этой теме был посвящён семинар-практикум, проведённый в рамках ОРЦИТ «ПОИСК» 30.09.2019 года для учителей русского языка Слуцкого, Солигорского, Любанского и Стародорожских районов.

Заместитель директора Л.Л. Файед, учитель русского языка и литературы,  руководитель РМО Т.Н. Сельванович представили свой взгляд на современные методические подходы к реализации содержания учебного предмета «Русский язык» при обучении на повышенном уровне

Они доказали, что профессиональное педагогическое мастерство всегда есть  результат достаточно длительной творческой деятельности учителя. 

Народная мудрость гласит: «Мастерами не рождаются, мастерами становятся». Но даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду не гарантирует успешность учителя в решении возникающих сегодня теоретических  и практических проблем образования. На данном этапе развития общества и образования нужен учитель- профессионал, который способен преодолеть возникающие в педагогической практике затруднения, обеспечить высокую эффективность работы, достигающий высоких образовательных  результатов, иначе говоря — педагог-мастер.

На ориентировочно-мотивационном этапе все участники были замотивированы на деятельность видео «Всё в твоих руках».

Презентацию педагогических идей современных методических подходов к реализации содержания учебного предмета «Русский язык» на тему «Стратегии активной оценки в осуществлении рефлексивной деятельности» представила Сельванович Татьяна Николаевна, отметив, что только результативность реализации содержания учебного предмета «Русский язык» при обучении на повышенном уровне(100%-высокий и достаточный уровень на экзамене(справочно: год-94%);90% - на ЦТ стали подтверждением значимости выбранной стратегии обучения.

Итак, начнём с рефлексии настроения и эмоционального состояния, без которых невозможно проектирование урока с активной оценкой.

Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции.

 Задача на этом этапе - создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Например:

       

Д

     

Г

Комфортно

   

В

Уверен в своих силах

 
 

Б

Хорошо

   

А

Плохо

     

Крайне скверно

       

  или выбирает фразы

Анализ ситуации будущего занятия(входной контроль) я провожу всегда с помощью экспресс-диагностики, например:

 Проектирование урока по методике «Активная оценка» невозможно без постановки обучающей цели и записи её на языке учащихся.

Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности.

На уроке по теме «Имя существительное»(1 урок) планируется, что к концу урока я

  1. смогу находить имена существительные в тексте;
  2. определять 3 морфологических признака существительных (род, число, падеж); 2 синтаксических функции(подлежащее, дополнение);
  3. успешно выполню диагностический тест. (По ходу учебного занятия можно обращаться к цели на каждом этапе деятельности учащихся).

Построение «проблемного поля»  требует от учителя  решения следующей задачи: создать проблемную ситуацию для осмысления учениками темы урока, определения задач деятельности, сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для работы на уроке.

Приём «Задачи» - один из самых эффективных на любом уроке, так как

 я предлагаю учащимся определить задачи, опираясь на ключевые слова:

Вспомним…..

Сравним…..

Научимся…..

Создадим……(по ходу учебного занятия обращаемся к задачам и убираем их по ходу выполнения).

Построить алгоритм работы на уроке помогают мне «КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ на что буду обращать внимание». Можно создать шкатулку  НаШтоБуЗУ для разных видов деятельности. Например, «Критерии 5-ти П»: Ответ должен быть

  1. Правильным.
  2. Полным.
  3. Последовательным.
  4. Примеры.
  5. Пояснения к примерам.

 

На операционно - познавательном этапе деятельности на уроке по теме «Имя существительное» «НАШтоБуЗу» можно использовать и  интеллектуальную рефлексию, которая предполагает осмысление процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий на операционно-познавательном этапе.

 Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности, овладение учащимися понятиями предметного содержания урока, приобретение опыта применения соответствующих знаний и умений на практике.

Пример: Деятельность на уроке будет успешной, если ВЫ 

  1. сможете находить существительные в тексте, помня о том, что оно обозначает предмет;
  2. сможете назвать основные морфологические признаки (минимум 3);
  3. будете знать 2 синтаксических функции существительного, приводить примеры.

 (По ходу учебного занятия можно обращаться как к цели, так и критериям оценки).

 Нельзя обойтись и без ключевых вопросов.Это вопросы, которые показывают учащимся более широкий контекст темы; мотивируют выделять главную мысль, искать ответы;интересоваться учением.

ПРИМЕР: справедливо ли  утверждение Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка»?

К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Так ли это?

Каждый урок русского языка – это и предоставление обратной связи учащимся как осуществление рефлексии деятельности. Четыре элемента,  наиболее часто используюмые на уроке русского языка:  

определение и выделение положительных элементов в работе ученика [++];

обращение внимания на то, что ученику желательно улучшить или над чем поработать дополнительно [-];

подсказки, как ученик может улучшить свою работу [∆];

подсказки, в каком направлении ученик должен работать дальше [↑].

Обратная связь  неотделима от критериев оценки (НаШтоБуЗу) .

Метод взаимооценки и самооценки позволяет стать учащимся активными участниками образовательного процесса. Самооценка позволяет найти ответ на вопрос: что я знаю? над чем мне ещё надо поработать; сколько он уже знает, а сколько ему еще нужно изучить, чтобы достигнуть определенной цели. Данные методы способствуют рефлексии,  дают возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, искать наиболее рациональные. Этот вид рефлексивной деятельности использую на этапе проверки домашнего задания. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Урок по методике «Активная оценка» невозможен без выходного контроля, который помогает осуществлять рефлексию деятельности. При проверке усвоения знаний я часто использую методику «Катер» (для выявления проблем и способов их решения). Например: возьмите катер. Подумайте и напишите на якорях те проблемы, которые мешают катеру отправиться в плавание. Презентуйте полученные результаты. Очень нравится учащимся рефлексия «Я завтра. Я сегодня».

 Я сегодня

Варианты ответа

Я завтра

Варианты ответа

открыл,

что…

смогу

найти…

узнал,

как…

создам

текст…

понял,

как…

освою

приёмы…

увидел,

что…

определю

алгоритм

осознал,

что…

займусь

теорией…

выяснил,

как…

исследую

особенности

Все педагоги  посетили открытый урок на тему «Корни с чередованием», где одновременно шла работа на ПК. «Русский язык» (проект урока).

 В то же время всем были предложены рекомендации (аналитический компонент) по подготовке к ЦТ по учебному предмету «Русский язык» за счёт профильного обучения и факультативных занятий по ПК «Русский язык. Обобщение и систематизация».

 Сельванович Т.Н. поделилась лайфхаками от 100-балльника.

Рефлексия.ХИМС подвела итог работы семинара.

Каждый участник на карточках разного цвета написал:

Х – что было хорошего;

 И – что было интересного;

 М – что мешало работе;

 С – что взял бы с собой.