МО заместителей директоров по УР

25.11.2014

На базе нашей школы прошло РМО заместителей директоров по теме "Организация и обеспечение качества интегрированного (совместного) обучения и воспитания обучающихся в учреждениях общего среднего образования", на котором были рассмотрены следующие вопросы:

1. Ресурсное и учебно-методическое обеспечение организации работы классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

В. К. Хатенко - заместитель директора по УР

ГУО "Средняя школа № 13 г. Слуцка"

2. Нормативное и методическое обеспечение организации и осуществления интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования.

И. М. Понаморева - директор ГУО "Слуцкий ЦКРОиР"

3. Теория и практика интегрированного обучения и воспитания

В. К. Хатенко - заместитель директора по УР

ГУО "Средняя школа №13 г. Слуцка"

4. Панорамный обзор кабинетов интегрированного (совместного) обучения и воспитания 

5. Форум-театр как эффективный метод в решении конфликтных ситуаций

А. Н. Сытько - педагог-организатор ГУО "Средняя школа № 13 г. Слуцка"

6. Просмотр и анализ фрагментов видео-уроков в классах интегрированного обучения и воспитания

7. Концерт "Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы"

       

После концерта педагоги нашей школы поделились своим опытом с коллегами:

Программа наблюдения за учащимися с ОПФР в классе интегрированного обучения

Этап урока

Организация деятельности ученика с ОПФР

1.Организационный момент

Проверка наличия учебных принадлежностей

Создание положительного настроя

Установление эмоционально-положительного контакта

2.Постановка целей урока

В какой форме предъявлялись ученику с ОПФР

3.Проверка домашнего задания

Подбор заданий, доступность домашнего задания, его индивидуальность, продуманность возможности самостоятельного выполнения учеником дома

4.Объяснение нового материала

Формулировка, доступность

Организация предъявления нового материала на схеме, в таблице, на карточке для ребёнка с ОПФР

Другая форма подачи нового материала для ребёнка с ОПФР

5.Тренирововчные упражнения, выполнение заданий на закрепление

Доступность задания, его объём

Организация помощи (со стороны учителя, в группе, в паре)

Инструктаж по выполнению заданий

Объём самостоятельной работы ученика с ОПФР

Объём устных ответов, работы у доски

Способы проверки, комментирования ответов ученика с ОПФР

6.Объяснение домашнего задания

Дифференцированность для ученика с ОПФР: объём, способы подачи, разъяснения

7.Оценочная рефлексия

Самооценка ученика с ОПФР, его оценивание другими детьми, учителем, комментирование успехов, неудач, нацеливание на ликвидацию пробелов

Форма подведения итогов

Результативность урока для ученика с ОПФР

 

Лист посещения урока в классе интегрированного обучения

Цель: организация индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ОПФР в классе интегрированного (совместного) обучения

Учитель  _________ Класс _______Учебный предмет  _________     Дата ____________

Тема  Класс миллионов. Решение задач_______________________________

Этап урока

Организация деятельности ученика с ОПФР

1.Организационный момент

Учитель проверяет наличие учебных принадлежностей  у ученика, наличие в тетради домашнего задания. У мальчика на парте свой учебник, своя индивидуальная карточка с заданием на урок. Учитель устанавливает эмоциональный контакт с учеником

2.Постановка целей урока

Цели урока сформулированы доступно, проверено их понимание учеником

Учитель привлекает ученика с ОПФР к работе на устном счёте, предлагая посильные задания. Задания простые, но они мобилизуют ученика на работу, позволяют привлечь его внимание, настроить ребёнка на рабочий лад.

3.Проверка домашнего задания

У ученика было индивидуальное домашнее задание, которое было проверено учителем, прокомментированы ошибки, отмечено старание ученика

4.Закрепление изученного  материала

В течение всего урока учащийся периодически привлекается к работе совместно с классом, отвечает на вопросы, следит за записями на доске, учитель контролирует записи учащегося в тетради

5.Тренирововчные упражнения, выполнение заданий на закрепление

Во время самостоятельной работы класса учитель работает с учащимся индивидуально, для мальчика подготовлены индивидуальные задания на карточках

6.Объяснение домашнего задания

Домашнее задание объясняется доступными фразами с его разбором. Учащийся получает индивидуальное задание

7.Оценочная рефлексия

В конце урока учитель комментирует работу на уроке учащегося, оценивает его достижения, подводит итог  урока с проверкой их понимания учащимся

Рекомендации учителя-дефектолога: чаще привлекать учащегося с ОПФР к выполнению заданий у доски с самостоятельной самооценкой, а также привлекать к оценке работы учащегося с ОПФР одноклассников; для помощи учащемуся продумывать использование на уроке опорных схем, опорных слов (на карточке), вспомогательных таблиц (в том числе таблицу умножения)

 

Средовые ресурсы обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития

Для обучения и воспитания детей с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью создаются специальные условия, создаётся особая образовательная среда, в которую в соответствии со структурно-содержательной характеристикой включаются предметные ресурсы, пространственные ресурсы, организационно-смысловые ресурсы, социально-психологические ресурсы.

В кабинете учителя-дефектолога, в классных комнатах чётко прослеживается зонирование:

  • рабочие места учащихся
  • место, оборудованное ковром, для релаксации, для проведения подвижныхфизкультминуток, кинезиологических и  логоритмических упражнений

 в кабинете учителя-дефектолога - место, оборудованное зеркалом, для индивидуальной работы с учащимися, имеющими фонетические нарушения речи

  • рабочее место учителя-дефектолога
  • информационная зона – с информационными стендами для родителей
  • в кабинете имеются технические средства обучения: магнитофон и компьютер
  • зона для хранения учебного наглядного оборудования – шкафы с чётко систематизированным учебным и дидактическим материалом

Несомненно, очень важный предметный ресурс обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития – это оборудование кабинетов. Кабинеты в школе оборудованы современными магнитными досками, совмещающими возможность написания мелом и прикрепления на доску магнитами наглядности, что очень удобно в работе. Кабинеты оборудованы такими техническими средствами обучения, как магнитофоны и компьютеры, что позволяет применять современные методы обучения и коррекции нарушений у учащихся, а также работа с компьютером помогает учителю-дефектологу и психологу правильно и удобно организовать работу с документацией.

В кабинете учителя-дефектолога очень широко представлен такой предметный ресурс, как учебно-дидактические материалы: это специальные учебники для учащихся, которые обучаются по программе специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью. Каждый ученик ведёт индивидуальную рабочую тетрадь, работает в индивидуальной тетради на печатной основе по развитию устной или письменной речи.

Каждое рабочее место ученика оборудовано всем необходимым: например, в кабинете учителя-дефектолога это индивидуальные рабочие тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные тетради на печатной основе по развитию речи внимания мышления, сигнальные карточки, опорные таблицы, схемы и т.д.

В кабинете имеется богатый тематический иллюстрированный материал, серии сюжетных картин по различным темам и к сказкам, опорные таблицы и схемы.

В кабинете учителя-дефектолога широко представлены  средства индивидуальной коррекции. Так для развития мелкой моторики рук, для развития пространственных представлений, для развития процессов восприятия цвета, формы, размеров предметов используются конструкторы разных видов, кубики, шнуровки, обводка, штриховка, выкладывание фигур и букв из различных материалов, а также дидактические игры «Волшебный коврик», «Геометрическая мозаика», «Кто в домике живёт?» и др.

Для развития мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, для развития элементов логического мышления на занятиях у учителя-дефектолога используются кроссворды, ребусы, разного вида мозаики, разрезные картинки, пазлы, дидактические игры «Логические цепочки», «Подбери картинки» и др.

Для развития процессов восприятия, внимания в кабинете также имеется подборка наглядных пособий и дидактических игр.

Для развития речи широко используются опорные сюжетные картины, тематические предметные картинки, серии сюжетных картин по различным темам, а также дидактические игры «Логопедическое лото», «Найди слово», «Слоговое лото», «Звуковая мозаика» и др.

Для комфортного нахождения детей в школе созданы все условия: большие, светлые, хорошо оборудованные классные комнаты, широкие коридоры.