Школа молодого специалиста
27.1.201527.01.2015 г. в ГУО «Средняя школа №13 г. Слуцка» прошло заседание школы молодого специалиста на тему «Конструирование учебного процесса по предмету с использованием различных техник образовательных технологий». Молодые специалисты имели возможность получить информацию о правильном осуществлении оценивания деятельности учащихся, использовании информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, поучаствовать в диагностике «Педагогические технологии», проанализировать урок с позиций здоровьесбережения, попрактиковаться в конструировании учебного процесса по предмету с использованием различных техник образовательных технологий.
Сценарий РШМС на тему «Конструирование учебного процесса по предмету с использованием различных техник образовательных технологий»
Цели:
- оценить возможные пути создания современных условий для получения качественного образования учащимися;
- познакомиться с оптимальными методами , формами и технологиями обучения ,направленными на получение качественного образования.
- создать условия для обучения детей, имеющих разные способности и проблемы путем их организации в группы, взаимодействие учителя с группой обучающихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.
- выявить и определить педагогические позиции по проблеме развития креативных способностей педагогов, корректировка подходов и технологий творческого развития учащихся;
| Для того чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Леонтьев А.Н. |
I. Эмоциональный настрой «Облом»
2. Интерактивная игра «Творческий подход учителя к педагогической деятельности».
Ассоциации со словом «творчество»:
Т-труд
В-вдохновение
О-оригинальность
Р-развитие
Ч-чувство новизны
Е-единство целей и действий
С-сотворчество, созидание
Т-талант
В-время
О- основа педагогической деятельности
С интересом относятся педагоги к заданию: отразить ассоциации, возникающие при восприятии слова «творчество»:
т- труд, терпение, толерантность;
в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера;
о- оригинальность, одарённость, организованность;
р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность;
ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность;
е- единство целей и действий, естественность;
с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование;
т- талант, творчество, трудолюбие;
в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие;
о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.
3.Презентация на тему «Обеспечение профессиональной компетентности учителей по вопросам осуществления оптимальных и эффективных подходов к организации образовательного процесса»
4. Первый шаг к конструированию учебного процесса по предмету с использованием различных техник образовательных технологий
Слово психолога:
5.Диагностика «Стили общения».
6. Размышление. Правильное осуществление оценивания деятельности учащихся. Зам.директора И.А.Серединская
7. Презентация из опыта работы«Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку». Рук. РМО учителей немецкого языка Степанович Н.В.
8. Диагностика «Педагогические технологии».
9. Анализ урока с позиций здоровьесбережения
10.Пауза релаксации «Подъём в школу»
- Практикум. Конструирование учебного процесса по предмету с использованием различных техник образовательных технологий
13. Рефлексия: оценка проведённой работы.
1. Слово-наречие по оценке значимости сегодняшнего педсовета:
С-СЛАЖЕННО
П-ПОЛЕЗНО
А-АКТУАЛЬНО
С-СОВРЕМЕННО
И-ИНТЕРЕСНО
Б-БЛЕСТЯЩЕ
О-ОРИГИНАЛЬНО
Послесловие.Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру. Гуманистическая концепция воспитания регулирует формирование отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Ситуация успеха – главная в школе.
- Приоритетные правила трёх «П»:
принять, познать, признать
- Приоритетные правила трёх «Д» :
добросердечие, добропорядочность, добросовестность.
Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции.
Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать. Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин «Два капитана»)
ПРИЛОЖЕНИЕ.ДИАГНОСТИКА
Приложение 1
Анкета для выбора приоритетных критериев успешности для конкретного коллектива, где каждому критерию присваивается соответствующий балл: 0 — незначимый критерий, 1 — менее значимый критерий, 2 — значимый критерий, З — наиболее значимый критерий.
Педагогическая деятельность:
Уровень обученности ЗУН. |
|
Уровень сформированности ОУУН. |
|
Инновационная работа. |
|
Самообразование, исследовательская работа. |
|
Образование, квалификация. |
|
Самоанализ, самодиагностика. |
|
Психолого-педагогическое общение:
Интерес, мотивация. |
|
Сознательное обучение. |
|
Отношение "учитель ученик". |
|
Учёт индивидуальных особенностей ученика. |
|
Личность учителя:
Эмоциональность. |
|
Выразительность речи. |
|
Творческое начало личности. |
|
Организаторские способности. |
|
Чувство юмора. |
|
Настойчивость, дисциплинированность. |
|
Приложение 2
Анкета для учащихся
Просим Вас пронумеровать по мере значимости качества личности хорошего, на ваш взгляд, учителя |
| |
| С веселым характером, обладает чувством юмора |
|
| Требовательность к себе |
|
| Не жалуется родителям |
|
| Добрый, справедливый |
|
| Принципиальный, требовательный к обучающимся |
|
| Интересно от души объясняет |
|
| При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь. |
|
| Знание предмета, эрудиция |
|
| Добросовестное отношение к своим обязанностям |
|
| Чуткость, внимание, такт по отношению к учащимся |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Осуществление оптимальных и эффективных подходов к организации образовательного процесса
Просим Вас, проанализировав свой практический опыт работы, ответить, как часто Вы используете указанные здоровьесберегающие педагогические технологии и выбрать две-три причины, тормозящие внедрение этих технологий.
1. Укажите, используя свой практический опыт, какие здоровьесберегающие педагогические технологии и как часто вы используете в своей работе.
2. Выберите две-три причины, по которым вы не используете данные технологии на практике:
а) сложно браться за новое, часто привычное берет свое;
б) нет уверенности, что новое принесет практическую пользу;
в) неизбежны потери времен для работы по-новому, и этого никто не поощряет (ни материально, ни морально);
г) одолевают сомнения: а смогу ли я это новое применить?
д) неизбежны неудачи и ошибки, а это неприятно;
е) нет необходимости, поскольку традиционное обучение дает эффективные результаты;
ж) отсутствие информации о новых технологиях обучения и их применении;
з) отсутствие поддержки со стороны администрации.
Название технологии | Использую часто, регулярно | Использую от случая к случаю, редко | Не использую | Не знаком с технологией |
1. Тестовые технологии |
|
|
|
|
2. Игровые технологии |
|
|
|
|
3. Работа в группах |
|
|
|
|
4. Работа в парах |
|
|
|
|
5. Модульные технологии |
|
|
|
|
6. Проектные технологии |
|
|
|
|
7. Уровневая дифференциация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Мультимедийные технологии |
|
|
|
|
10. Информационные технологии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Анкета для определения господствующего «Стиля общения»
Из приведенных утверждений нужно выбрать вариант «а» или «б».
1. а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего.
б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.
2. а) Я стараюсь избежать неприятностей.
б) Считаю, что когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на дискомфорт внимания обращать не следует.
3. а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения.
б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.
4. а) Я думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми.
б) Разногласия всегда волнуют меня.
5. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.
б) Я считаю, что всегда надо доказывать свою точку зрения.
6. а) Считаю, что всегда надо искать общие точки зрения.
б) Думаю, что надо стремиться "к осуществлению своих замыслов.
7. а) Я обычно сообщаю свою точку зрения, прошу людей высказаться.
б) Я считаю, что лучше демонстрировать преимущество своей точки зрения.
8. а) Я обычно пытаюсь убедить других людей.
б) Чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей.
9. а) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
б) Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.
10. а) Я обычно отстаиваю свою позицию.
б) Я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию.
Ключ к анкете
Таблица 1
№ вопроса | А | Б |
1 | Противоборство | Сотрудничество |
2 | Сотрудничество | Противоборство |
3 | Противоборство | Сотрудничество |
4 | Противоборство | Сотрудничество |
5 | Сотрудничество | Противоборство |
6 | Сотрудничество | Противоборство |
7 | Сотрудничество | Противоборство |
8 | Противоборство | Сотрудничество |
9 | Противоборство | Сотрудничество |
10 | Противоборство | Сотрудничество |
Проведите анализ тенденций общения между учениками и учителями в педагогическом коллективе.
1. Подсчитайте количество анкет.
2. Согласно предложенному ключу посчитайте количество совпадений по «противоборству» и «сотрудничеству»
3. Вычислите процентное соотношение каждого типа общения по формуле:
Сотрудничество: (10 х .........): количество анкет
Противоборство: (10 х ......): количество анкет
4. Постройте диаграмму получившихся результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Схема анализа урока с позиций обеспечения профессиональной компетентности учителей по вопросам осуществления оптимальных и эффективных подходов к организации образовательного процесса
1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Таблица 2
Что наблюдается | Да | Нет | Примечание |
1. Учащиеся во время перемены находятся в кабинете |
|
|
|
2. Кабинет проветрен |
|
|
|
3. Кабинет настраивает на рабочий лад |
|
|
|
2. Ход урока Таблица 3
Что наблюдается | Результат (указать, выше нормы, норма или ниже нормы) |
1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов) |
|
2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут) |
|
3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут) |
|
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т.п. (норма: не менее трех) |
|
5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут) |
|
6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 минут) |
|
7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями) |
|
3. Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует; 1- показатель слабо выражен; 2 – проявляется на достаточном уровне)
Таблица 4
Что наблюдается | Результат |
1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. |
|
2. Стимуляция внешней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. |
|
3. Взаимоотношения между учителем и учеником |
|
4. Взаимоотношения между учащимися |
|
5. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.) |
|
Анализ хода урока по представленным таблицам.
Что наблюдается | Результат (% нарушений) |
Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов) |
|
2) Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.) |
|
3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позднее чем через 7-10 мин.) |
|
4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т.п. (норма: не менее трех) |
|
5) Чередование видов преподавания (норма: не позднее, чем через 5-10 мин.) |
|
6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 мин.) |
|
7)Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями) |
|
Алгоритм подсчета результатов:
Подсчитать количество выданных анкет (N).
Подсчитать количество нарушений по каждому пункту (Н).
Посчитать процент нарушений по формуле:
Н (нарушения): N (Всего) х 100%
Вычислить % качества по формуле: 100% — % нарушений