Школа молодого специалиста

27.1.2015

27.01.2015 г. в ГУО «Средняя школа №13 г. Слуцка» прошло заседание школы молодого специалиста на тему «Конструирование учебного  процесса по предмету с  использованием  различных техник образовательных технологий». Молодые специалисты имели возможность получить информацию о правильном осуществлении оценивания деятельности учащихся, использовании информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, поучаствовать в диагностике «Педагогические технологии», проанализировать урок с позиций здоровьесбережения, попрактиковаться в конструировании учебного  процесса по предмету с  использованием  различных техник образовательных технологий.

       

 

Сценарий РШМС  на тему «Конструирование учебного  процесса по предмету с  использованием  различных техник образовательных технологий»

 Цели:

  • оценить возможные пути создания современных условий для получения качественного образования учащимися;
  • познакомиться с оптимальными методами , формами  и технологиями  обучения ,направленными на получение качественного образования.
  • создать условия  для обучения детей, имеющих разные способности и проблемы путем их организации в  группы, взаимодействие учителя с группой обучающихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.
  • выявить  и определить педагогические позиции  по проблеме развития креативных способностей педагогов,  корректировка подходов и технологий творческого развития учащихся;

 

Для того  чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Леонтьев А.Н.

I. Эмоциональный настрой «Облом»

2. Интерактивная игра «Творческий подход учителя к педагогической деятельности».

Ассоциации со словом «творчество»:

 Т-труд

 В-вдохновение

О-оригинальность

 Р-развитие

 Ч-чувство новизны

 Е-единство целей и действий

 С-сотворчество, созидание

 Т-талант

 В-время

О- основа педагогической деятельности

С интересом относятся педагоги к заданию: отразить ассоциации, возникающие при восприятии слова «творчество»:

т- труд, терпение, толерантность;

в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера;

о- оригинальность, одарённость, организованность;

р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность;

ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность;

е- единство целей и действий, естественность;

с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование;

т- талант, творчество, трудолюбие;

в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие;

о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.

3.Презентация  на тему «Обеспечение   профессиональной компетентности учителей   по вопросам осуществления оптимальных и эффективных подходов к организации образовательного процесса»

4. Первый шаг к конструированию  учебного  процесса по предмету с  использованием  различных техник образовательных технологий

Слово психолога:

5.Диагностика «Стили общения».

6. Размышление. Правильное осуществление оценивания деятельности учащихся. Зам.директора И.А.Серединская

7. Презентация из опыта работы«Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку». Рук. РМО учителей немецкого языка Степанович Н.В.

8. Диагностика «Педагогические технологии».

9. Анализ урока с позиций здоровьесбережения

10.Пауза релаксации «Подъём в школу»

  1. Практикум. Конструирование учебного  процесса по предмету с  использованием  различных техник образовательных технологий

13. Рефлексия: оценка проведённой работы.

 1. Слово-наречие по оценке значимости сегодняшнего педсовета:

С-СЛАЖЕННО

 П-ПОЛЕЗНО

А-АКТУАЛЬНО

С-СОВРЕМЕННО

И-ИНТЕРЕСНО

 Б-БЛЕСТЯЩЕ

О-ОРИГИНАЛЬНО

Послесловие.Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру. Гуманистическая концепция воспитания регулирует формирование отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Ситуация успеха – главная в школе.

  • Приоритетные правила трёх «П»:

принять, познать, признать

  • Приоритетные правила трёх «Д» :

добросердечие, добропорядочность, добросовестность.

Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции.

Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать. Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин «Два капитана»)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.ДИАГНОСТИКА

 

Приложение 1

 

Анкета для выбора приоритетных критериев успешности для конкретного коллектива, где каждому критерию присваивается соответствующий балл: 0 — незначимый критерий, 1 — менее значимый критерий, 2 — значимый критерий, З — наиболее значимый критерий.

 

Педагогическая деятельность:

Уровень обученности ЗУН.

 

Уровень сформированности ОУУН.

 

Инновационная работа.

 

Самообразование, исследовательская работа.

 

Образование, квалификация.

 

Самоанализ, самодиагностика.

 


Психолого-педагогическое общение:

Интерес, мотивация.

 

Сознательное обучение.

 

Отношение "учитель ученик".

 

Учёт индивидуальных особенностей ученика.

 

 

Личность учителя:

Эмоциональность.

 

Выразительность речи.

 

Творческое начало личности.

 

Организаторские способности.

 

Чувство юмора.

 

Настойчивость, дисциплинированность.

 

 

Приложение 2

 

Анкета для учащихся

Просим Вас пронумеровать по мере значимости качества личности хорошего, на ваш взгляд, учителя

 

 

С веселым характером, обладает чувством юмора

 

 

Требовательность к себе

 

 

Не жалуется родителям

 

 

Добрый, справедливый

 

 

Принципиальный, требовательный к обучающимся

 

 

Интересно от души объясняет

 

 

При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь.

 

 

Знание предмета, эрудиция

 

 

Добросовестное отношение к своим обязанностям

 

 

Чуткость, внимание, такт по отношению к учащимся

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Осуществление оптимальных и эффективных подходов к организации образовательного процесса

Просим Вас, проанализировав свой практический опыт работы, ответить, как часто Вы используете указанные здоровьесберегающие педагогические технологии и выбрать две-три причины, тормозящие внедрение этих технологий.

1. Укажите, используя свой практический опыт, какие здоровьесберегающие педагогические технологии и как часто вы используете в своей работе.

2. Выберите две-три причины, по которым вы не используете данные технологии на практике:

а) сложно браться за новое, часто привычное берет свое;

б) нет уверенности, что новое принесет практическую пользу;

в) неизбежны потери времен для работы по-новому, и этого никто не поощряет (ни материально, ни морально);

г) одолевают сомнения: а смогу ли я это новое применить?

д) неизбежны неудачи и ошибки, а это неприятно;

е) нет необходимости, поскольку традиционное обучение дает эффективные результаты;

ж) отсутствие информации о новых технологиях обучения и их применении;

з) отсутствие поддержки со стороны администрации.

 

Название технологии

Использую часто,

регулярно

Использую от

случая к случаю,

редко

Не

использую

Не знаком с технологией

1. Тестовые технологии

 

 

 

 

2. Игровые технологии

 

 

 

 

3. Работа в группах

 

 

 

 

4. Работа в парах

 

 

 

 

5. Модульные технологии

 

 

 

 

6. Проектные технологии

 

 

 

 

7. Уровневая дифференциация

 

 

 

 

  1. ТРКМ

 

 

 

 

9. Мультимедийные технологии

 

 

 

 

10. Информационные технологии

 

 

 

 

  1. Другие

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Анкета для определения господствующего «Стиля общения»

Из приведенных утверждений нужно выбрать вариант «а» или «б».

1.      а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего.

б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.

2.      а) Я стараюсь избежать неприятностей.

б) Считаю, что когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на дискомфорт внимания обращать не следует.

3.      а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения.

б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.

4.      а) Я думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми.

б) Разногласия всегда волнуют меня.

5.      а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.

б) Я считаю, что всегда надо доказывать свою точку зрения.

6.      а) Считаю, что всегда надо искать общие точки зрения.

б) Думаю, что надо стремиться "к осуществлению своих замыслов.

7.      а) Я обычно сообщаю свою точку зрения, прошу людей высказаться.

б) Я считаю, что лучше демонстрировать преимущество своей точки зрения.

8.      а) Я обычно пытаюсь убедить других людей.

б) Чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей.

9.      а) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

б) Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.

10.    а) Я обычно отстаиваю свою позицию.

б) Я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию.

Ключ к анкете

Таблица 1

№ вопроса

А

Б

1

Противоборство

Сотрудничество

2

Сотрудничество

Противоборство

3

Противоборство

Сотрудничество

4

Противоборство

Сотрудничество

5

Сотрудничество

Противоборство

6

Сотрудничество

Противоборство

7

Сотрудничество

Противоборство

8

Противоборство

Сотрудничество

9

Противоборство

Сотрудничество

10

Противоборство

Сотрудничество

 

 

Проведите анализ тенденций общения между учениками и учителями в педагогическом коллективе.

1. Подсчитайте количество анкет.

2. Согласно предложенному ключу посчитайте количество совпадений по «противоборству» и «сотрудничеству»

3. Вычислите процентное соотношение каждого типа общения по формуле:

Сотрудничество: (10 х .........): количество анкет

Противоборство: (10 х ......): количество анкет

4. Постройте диаграмму получившихся результатов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Схема анализа урока с позиций обеспечения   профессиональной компетентности учителей   по вопросам осуществления оптимальных и эффективных подходов к организации образовательного процесса

1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Таблица 2

Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1. Учащиеся во время перемены находятся в кабинете

 

 

 

2. Кабинет проветрен

 

 

 

3. Кабинет настраивает на рабочий лад

 

 

 

2. Ход урока Таблица 3

Что наблюдается

Результат (указать, выше нормы, норма или ниже нормы)

1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)

 

2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут)

 

3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут)

 

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т.п. (норма: не менее трех)

 

5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут)

 

6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 минут)

 

7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями)

 

3. Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует; 1- показатель слабо выражен; 2 – проявляется на достаточном уровне)

Таблица 4

Что наблюдается

Результат

1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

 

2. Стимуляция внешней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

 

3. Взаимоотношения между учителем и учеником

 

4. Взаимоотношения между учащимися

 

5. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.)

 

Анализ хода урока по представленным таблицам.

Что наблюдается

Результат

(% нарушений)

Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)

 

2) Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.)

 

3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позднее чем через 7-10 мин.)

 

4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т.п. (норма: не менее трех)

 

5) Чередование видов преподавания (норма: не позднее, чем через 5-10 мин.)

 

6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 мин.)

 

7)Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями)

 

Алгоритм подсчета результатов:

Подсчитать количество выданных анкет (N).

Подсчитать количество нарушений по каждому пункту (Н).

Посчитать процент нарушений по формуле:

Н (нарушения): N (Всего) х 100%

Вычислить % качества по формуле:         100% — % нарушений