Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является сравнительным мониторинговым исследованием качества общего образования и осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Согласно программным документам целью исследования выступает оценка уровня овладения 15-летними учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе. В рамках мониторинга осуществляется оценка образовательных достижений учащихся, а также изучается влияние на результаты обучения различных социокультурных, экономических и психологических факторов.
Исследование образовательных достижений учащихся проводится раз в три года по трем основным направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными умениями. В каждом цикле исследования одно из направлений является основным. В 2018 году это была читательская грамотность. В следующем цикле исследования ведущей станет математическая грамотность. C 2018 года среди стран-участниц – Республика Беларусь. Планируется, что Республика Беларусь примет участие в следующем цикле исследования PISA. Кроме читательской, математической и естественнонаучной грамотности будет проводиться оценка креативного мышления и финансовой грамотности.
На основании приказа Министра образования Республики Беларусь от 29.01.2021 № 40 «О проведении пробного этапа исследования PISA-2022», в соответствии с письмом УО «Республиканский институт контроля знаний» от 08.02.2021 № 01-13/57-и «О подготовке к проведению пробного этапа исследования PISA-2022» 13 апреля 2021 года учащиеся 9-10 классов (2005 года рождения) примут участие в пробном этапе исследования PISA-2022.
Электронные адреса с материалами заданий исследования PISA
Ниже представлены некоторые электронные адреса, обратившись к которым, можно просмотреть примеры заданий, использующихся в международном исследовании PISA :
- сайт Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь (https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA.pdf);
- сайт Республиканского института контроля знаний (https://rikc.by/);
- официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (http://www.oecd.org/pisa/test/) (по ссылке «Просмотреть все языковые версии вопросов теста PISA 2018 Global Competence Test»;
- сайт Федерального института оценки качества образования /Раздел «Международные сопоставительные исследования»/ PISA/ Пройти тест/ (https://fioco.ru);
- сайт Центра оценки качества образования Института стратегии развитии образования Российской академии образования / «PISA-2018» (http://www.centeroko.ru/).
Примеры заданий можно посмотреть по ссылке: https://rikc.by/pisa/578-primery-zadanij-pisa.html
Пройти онлайн тестирование можно по ссылке: http://www.oecd.org/pisa/test/
Обратившись к сайтам, можно апробировать процесс прохождения компьютерного тестирования в режиме on-line
После прохождения компьютерного тестирования на данных сайтах учащиеся не получат информации о правильности выполнения тестов. Однако ответы на задания компьютерных тестов «Куриный форум», «Коровье молоко», «Рапануи» (размещены на сайтах Республиканского института контроля знаний, Федерального института оценки качества образования и Организации экономического сотрудничества и развития), «Метеориты и кратеры», «Исследование склонов долины», «Миграция птиц» (сайты Республиканского института контроля знаний, Федерального института оценки качества образования) можно найти в сборниках заданий, размещенных на сайте Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) раздел «PISA», ответы на задания компьютерного теста «Бег в жаркую погоду» – в данной архивной папке «Материалы для подготовки педагогов и учащихся к исследованию PISA» в сборнике «PISA-2015. Открытые задания» (стр.46-55), размещенном в папке «Материалы и задания по направлениям» (папка «Естественнонаучная грамотность»).
Названные сборники можно использовать для организации самопроверки учащихся после выполнения ими компьютерных тренировочных тестов.
Задания для компьютерного тестирования на сайте Организации экономического сотрудничества и развития предлагаются на русском и белорусском языках (по ссылке «Посмотреть все языковые версии вопросов для теста по чтению PISA 2018»).
Готовимся к PISA - 2022.
PISA 2022: основные направления международного...
Международное исследование качества образования PISA в 2022 году
Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни.
Чтобы оценить уровень школьного образования, в России и других странах планируется провести глобальный опрос «Пиза-2022». Статья расскажет, что это и в чем суть проведения.
Суть исследования и его организаторы
PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.
Объектами анализа мероприятий в рамках PISA являются подростки пятнадцати лет, которые недавно получили среднее школьное образование – уже не дети, но еще не взрослые.
Оценивается грамотность учеников, которую анализируют в трех главных областях: математике, естественных науках и читательской.
Но это не главное: в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода препятствий.
Программа PISA во многом отличается от других имеющихся систем оценки. В ней присутствует:
- Охватываемость. В тестировании участвует множество стран мира.
- Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке, впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.
- Ориентация на политику, что предполагает связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их социальным статусом и вещи, которые могут повлиять на усвоение школьных знаний и умений.
- Систематичность и планомерность – государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности достижения в сфере образования.
Организатор мероприятия – Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). В России же программу реализует бюджетное учреждение ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования.
Что оценивается?
В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:
- Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
- Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
- Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.
Дополнительной темой исследования Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.
Особенности проведения PISA в 2022 году
Исследование PISA проводится раз в три года, но пандемия все испортила, и мероприятие, которые были запланированы на 2021 год, было перенесено на следующий.
Как было сказано ранее, в рамках цикла рассматриваются три направления: чтение, математика и естественные науки; одно из них берется в качестве основного. Помимо них каждый раз добавляется четвертый предмет тестирования.
Проверка включает в себя:
- тесты по всем четырем предметным областям на компьютере – времени на ответы дается два часа;
- анкета для школьников, в которую входят вопросы о личном опыте, статусе, отношении к образованию, знанию финансовых вопросов, умении коммуницировать и пользоваться информацией – всего на заполнение анкеты дается сорок девять минут;
- анкета для преподавателей или руководителей, необходимая для выявления факторов, определяющих разность в системах образования стран-участников.
Помимо всего прочего, в дополнении есть анкеты для родителей и финансовые вопросы к администрации. Решать тест и анкету школьники могут последовательно или в разные дни – как посчитают нужным.
Основное направление исследования цикла Pisa-2022 – математическая грамотность, в виде дополнительного предмета добавили креативное мышление. В 2022 году в рамках международного исследования PISA будет целенаправленно проводиться оценка частого применения математики в важнейших жизненных аспектах: в обществе, профессии и лично.
Фокус исследования PISA 2021-2022 в первую очередь – это математические рассуждения. Под ним подразумевается правильная оценка и интерпретация, рациональное применение и грамотная формулировка полученной информации. При этом необходимо, чтобы испытуемый мог уметь использовать навыки в четырех сферах жизни: личной, научной, профессиональной и общественной.
Помимо всего прочего, добавлены наиболее важные в XXI веке навыки, в частности, информационные и коммуникативные технологии. В соответствии концепцией интеграции ИКТ в исследование PISA-2022 предполагается, что ученик должен быть креативным, инициативным, мыслил критически, умел пользоваться информацией и коммуникацией.
Предлагаемые задания и результаты выполнения
Тестовые задания бывают двух типов:
- Стандартные – обыкновенные задания, в которых описывают проблемы и вопросы.
- Интерактивные – задания с интерактивными материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и дальнейшие действия.
Все эти задания могут проводиться в разном формате: можно выбирать один или несколько правильных ответов, как в стандартных тестах, а можно дать конкретный ответ, объясненный максимально подробно, порой требуя от ученика решения конкретной проблемы.