Методические разработки

Информационный час в 6 классе на тему «Здоровый образ жизни»

Цель: довести до сведения детей информацию о вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учеников неприязни к вредным привычкам, развивать осознанную привычку не курить, не принимать алкогольные напитки, не употреблять наркотические вещества;
  2. Содействовать развитию потребности детей в здоровом образе жизни, пропаганде физической культуры и укреплению здоровья детей.
  3. Привлечь внимание школьников, родителей, общественности к проблеме вредных привычек и повысить стремление обучающихся к психическому, нравственному и физическому совершенству.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек и о пользе физической культуры и спорта.

Игровая ситуация «Дружеский совет»

Ученик 1: Ребята, помогите мне разобраться.

«У меня есть два друга Толя и Коля. Коля очень самостоятельный мальчик. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит, как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигарете есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый, сильный. Он занимается спортом. Я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или заняться спортом, как Толя?» Как вы думаете ребята?

Выслушиваются мнения учеников по данному вопросу

Учитель: Некоторые ребята хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить пиво, вино. Встречаются и те, которые пробуют наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее избавиться от опасной привычки.

Курильщик сначала не замечает, что отравляет свой организм. А ведь в табаке сильный яд - никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно их разрушает.

Не менее вреден и алкоголь. От него страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля

Сценка «На приеме у врача» (разыгрывается учащимися класса)

Врач: Здравствуйте, садитесь. На что жалуетесь? 
Пациент: Да вот, доктор, что-то здоровье стало подводить. Бегать быстро не могу, дыхания не хватает, на второй этаж поднимаюсь с трудом, сплю плохо, аппетита нет. 
Врач: Ну, что же, дела у вас неважные (меряет давление, слушает) 
Давление высокое, пульс частый. А скажите-ка, мне, вы курите? 
Пациент: Да доктор, с 6 лет. 
Врач: А спиртное употребляете? 
Пациент: Ну, не то, чтобы очень. Пиво я люблю. 
Врач: А спортом занимаетесь? 
Пациент: Ну, что вы, доктор, некогда мне я поспать люблю 
Врач: А сколько вам лет, дедушка? 
Пациент: Да вы что, доктор, какой я вам дедушка! Мне всего 10 лет!

Учитель: Многим кажется, ничего опасного нет в этих вредных привычках. Мы должны знать: если человек выкурил 2 сигареты, скорее всего, он будет курить всегда. Алкоголику, кажется, что если он захочет бросить пить, то он бросит. Это не так. Мы должны помнить: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку»

Игровое задание «Мой выбор» (ученикам раздаётся листок с изображёнными на нём смайликами и ручка)

1). Представь, что эти смайлики - 10 человек.

2). 3 человека начинают часто курить, нарушается работа лёгких, они заболевают раком, умирают. Зачеркни 3 смайлика.

3). 2 человека стали часто принимать наркотики, курить запретные смеси, пить таблетки, колоть в вену опасную жидкость, болеть и от этого умирают. Зачеркни 2 смайлика.

4). 2 человека стали часто пить тоники, вино, пиво, водку, коньяк, у них заболело сердце, нарушилась мозговая деятельность, и они….? Зачеркни 2 смайлика.

5). А теперь найди, где здесь ты, напиши над кружком «Я».

  • В каком месте вы написали своё «Я»?
  • Среди тех, кто умер, или тех, кто остался жив?
  • Почему вы написали своё «Я», среди тех, кто остался жив?

Ученик 2:

Кроха – сын пришёл к отцу

И спросила кроха:

“Если я курить начну –

Это очень плохо?”

Видимо, врасплох застал

Сын отца вопросом.

Папа быстро с кресла встал,

Бросил папиросу.

И сказал отец тогда

Глядя сыну в очи:

“Да, сынок, курить табак –

Это плохо очень”.

Сын, услышав, сей совет,

Снова вопрошает:

“Ты ведь куришь много

Лет и не умираешь?”

“Да, курю я много лет,

Отдыха, не зная.

Я не ведал страшных бед,

А вся глава – седая.

Закурил я с юных лет,

Чтоб казаться взрослым,

Ну, а стал от сигарет

Меньше нормы ростом.

Я уже не побегу

За тобой вприпрыжку,

Бегать быстро не могу,

Мучает одышка.

Прошлым летом иль забыл,

Что со мною было?

Я в больницу угодил,

Сердце прихватило.

Сердце, лёгкие больны,

В этом нет сомненья.

Я здоровьем заплатил

За своё куренье.

Никотин – опасный яд.

Сердце поражает,

А смола от сигарет

В бронхах оседает.

“Ну и ну!” - воскликнул сын, -

Как ты много знаешь

Про смолу и никотин

А курить, всё ж, не бросаешь!

Я бросал курить раз пять,

Может быть, и боле,

Да беда – курю опять.

Не хватает воли.

Ты мой папа, я – твой сын,

Справимся с бедою.

Ты бросал курить один,

А теперь нас двое.

И решили впредь ещё

И отец и кроха:

“Будем делать хорошо

И не будем - плохо!”

Игровое задание «Продолжи письмо».

На доске – лист ватмана, напишите коротенькое письмо с пожеланиями для своих близких, друзей и одноклассников. Пожелайте друг другу здоровья, подберите тёплые, добрые слова.

Дорогие взрослые и дети!

Жизнь так прекрасна! Берегите её!

Следуйте и вырабатывайте хорошие привычки.

Они помогут укрепить вам здоровье.

Мы призываем вас:

Не                                                       !

Не                                                         !

Не                                                        !

Вывод: Не заводите вредных привычек!

 

Ученик 3:

Спорт - это жизненной силы рассвет

Спорт - это жизнь и лекарство от бед.

Спорт - к долголетью тропинка прямая

И по плечу нам нагрузка любая.

Спорт по желанью любой выбирай

И от мечты своей не отступай.

Игровое задание «Спортивное соревнование» (класс делится на две команды, ребята придумывают названия своим командам. Команды выстраиваются в две шеренги).

Учитель: А сейчас мы проведём спортивное соревнование. Наше соревнование состоят из 5 конкурсов с надувными шарами, которые оцениваются по 5-ти бальной шкале (учитель оценивает исполнение заданий, следит за ошибками, подводит итоги на классной доске). Готовы? Начинаем!

1. Эстафета «Передай шар».

(Шарик передаётся от первого участника к последнему по верху, через голову, далее от последнего к первому – низом, между ног. Побеждает команда, первой закончившая эстафету).

2. Эстафета «Полёт на шаре».

(Обежать ориентир с шариком зажатым между ног, передать его следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.)

3. Эстафета «Хоккеисты».

(Хоккейной клюшкой довести шар до ориентира и вернуться назад. Передать эстафету следующему. Побеждает команда, первой закончившая эстафету).

5. Эстафета «Туристическая тропа».

(Двое ребят зажимают шарик животами и бегут до ориентира змейкой, обегая кегли, и возвращаются обратно. Передают шарик следующей паре. Побеждает команда, первой закончившая эстафету).

6. Эстафета «Кто быстрее!»

(От каждой команды приглашается по три человека, которые должны лопнуть шарик не касаясь его руками, встав спиной друг к другу. Побеждает команда, первой лопнувшая шарик).

Подводятся итоги.

Учитель: Сегодня мы много говорили о самых вредных привычках, которые могут быть у человека. И теперь знаем, что спорт, зарядка, здоровье – это ХОРОШО, а курение, алкоголь, наркотики – это ПЛОХО.

 

Тема: Дружбой дорожить умейте.

Цели:

- способствовать сплочению классного коллектива;

- научить ценить дружбу; умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;

- развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки;

- воспитывать дружеские отношения.

Предлагаемый классный час проводился с использованием технологии французских мастерских.

Подготовительная работа: подбор литературы, предварительное анкетирование, задания учащимся, консультации; распечатка раздаточного материала, жетоны 3-х цветов.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, конверты с рабочим материалом; компьютер, презентация в Poverpoint.

Ход проведения.

 

Настоящая дружба

правдива и отважна.

Ф. Шиллер.

Истинная дружба должна

быть откровенна и свободна

от притворства и поддакивания.

Цицерон

Самый прекрасный подарок после мудрости,

кото­рым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

Ларошфуко

 

1. Вступительная часть.

Кл. руководитель: Добрый день. Чтобы наша мастерская прошла с хорошим настроением, давайте послушаем музыку и встанем в круг. Подарите друг

другу улыбки. Ребятам раздаются цветные жетоны, в

соответствии с которыми они делятся на группы.

(обращает внимание на эпиграфы)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на классном часе? Правильно.

     Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе и обсудим такие вопросы:

- Как вы понимаете слово «дружба»?

- Кто такой друг?

- Что значит «дружить»?

- Есть ли определенные правила дружбы?

- «Друг», «приятель», «товарищ» - одно ли значение у этих слов?

Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность.

Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1.Все за одного, а один за …                                               (всех)

2.С миру по нитке – голому…                                            (рубаха)

3.Семеро одного …                                                             (не ждут)

4.Один в поле не …                                                             (воин)

5.Старый друг лучше …                                                      (новых двух)

6.Без беды друга не …                                                         (не узнаешь)

7.Нет друга, так ищи, а нашёл …                                         (береги)

8.Где лад, там и …                                                                (клад)

Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть

2. Работа в группах. ) ( Самоконструкция, социоконструкция и социализация)

- Ассоциации (индуктор) (звучит песня В. Шаинского “О дружбе”. /“Дружба крепкая…”./

- Задание№1:Запишите свои ассоциации к слову «Дружба» ( друг, согласие, взаимное доверие, друзья, идеал, настоящие близкие отношения, общие интересы, « друг познается в беде», доброта, внимательность, готовность помочь в любую минуту и т.д)  

- Задание№2 ( конверт №1) ( Социоконструкция и социализация):прочитайте поговорки о дружбе и письменно объясните их смысл:

1. Трусливый друг опаснее врага

(в трудную минуту друг может испугаться и подвести).

   2. Доброму коню найдётся много хозяев, хорошему человеку - много друзей   (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).

3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает

(когда человек во всём тебе потакает, ему всё равно, какой ты на самом деле. Лучший друг-это тот, кто поможет тебе исправить и стать лучше).

   4. Дружба дружбе рознь-иную хоть брось.

(когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют на другого, то такая дружба идёт только во вред).

5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.

(разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять навсегда).

6. Хочешь дружбы - будь другом.

(когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга.)        

Кл. руководитель: Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только от­рицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?».

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?».

- Задание№3 (конверт №2) ( Социоконструкция и социализация):Попробуйте проанализировать ситуации.

1группа 1-Я СИТУАЦИЯ.В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олеги просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись места­ми, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь, помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте? (Обсуждение 1-и ситуации.)

2 группа 2-Я СИТУАЦИЯ.Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал. Иван сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предло­жила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Ивану. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Иван всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согла­сился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ивана? (Обсуждение 2-й ситуации.)

3 группа 3-Я СИТУАЦИЯ.Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упа­ковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет ко­робком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпа­лось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая? (Обсуждение 3-й ситуации.)

Классный руководитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».

Задание №4 (Социоконструкция и социализация)

Что же такое дружба в вашем понимании?(Возможное определение: это очень близкие отношения, осно­ванные на взаимном доверии и общих интересах.)

Кл. руководитель: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

А сейчас

послушайте стихотворение Л. Измайлова «Монолог о дружбе».

Ученик. Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ученица. Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить, –

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает.

Дружба на земле объединяет.

Задание №5 Социоконструкция и социализация и афиширование)

- А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так  

     ли это на самом деле?

(…)

Ответы учащихся:

- Скорее всего, это широкий круг приятелей, просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

- Приятели и приятельницы хороши на вечеринке, когда можно с кем-то посмеяться, потанцевать, пошутить, обсудить последние новости. А то, что глубоко в душе, что требует совета и поддержки, можно доверить только подруге или другу.

Соотнесите понятия:

Человек, с которым мы просто здороваемся на улице, во дворе…

товарищ

Человек, с которым время от времени обсуждаем какие-то события…

знакомый

Человек (одноклассник), с которым за 8 лет съеден пуд соли…

друг

Человек,   которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали…

приятель

Кл. руководитель: Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа:

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Задание №6 (конверт №3)

Кл. руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы

Задание: прочитайте ситуацию и попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. ( Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»

Ситуация № 2.

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. ( Доведу его до дома , вызову скорую и скажу :»Друг познается в беде»

Ситуация № 3.

Ваш друг поступил подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу «Друга на деньги не купишь»

Ну а к 4 пословице попробуйте сами придумать ситуацию «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»     

Задание №7 (конверт №4)(Социоконструкция и социализация и афиширование)

«Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 5 лепестков, ребята пишут, а затем прикрепляют на доске). Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

Преданный, заботливый, терпеливый, преданный, заботливый, справедливый, честный, воспитанный, вежливый, внимательный, отзывчивый.

 

Итог: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

  1. Быть равным.
  2. Уважать внутренний мир друг друга.
  3. Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.
  4. Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.
  5. Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.
  6. Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.
  7. Помогать другу в беде.
  8. Уметь с другом разделить радость
  9. Не смеяться над недостатками друга
  10. Остановить друга, если он делает что-то плохое
  11. Уметь принять помощь, совет, не обижаться на критику
  12. Не обманывать друга
  13. Уметь признать свои ошибки, мириться с другом
  14. Не предавать своего друга

15. Относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Исполнение песни В. Шаинского “О дружбе”. /“Дружба крепкая…”./

 

свернуть