Учитель-методист Сельванович Т.Н. " В экспедицию открытий с ... "

 
Учитель русского языка и литературы средней школы №13 г. Слуцка
 

Моя главная страница

Как зажечь звезду

Публикации

Мой опыт

Учимся учить

В помощь учителю

Коротко о себе

Это интересно

 

В экспедицию открытий -  с активной оценкой!!!

Стратегии активной оценки при осуществлении рефлексии деятельности на уроках русского языка и литературы

Сельванович Т.Н., учитель русского языка и литературы Государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 г. Слуцка», тел. вел.+375296801699

Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»? На этот вопрос я нашла ответ, посетив в 2016 году в АПО лекции Запрудского Николая Ивановича, профессора кафедры педагогики и менеджмента в образовании, кандидата педагогических наук, доцента на тему «Проектирование урока с использованием стратегий активной оценки». А его книга «Современные школьные технологии 3» стала настольной не только для меня, но и для всех педагогов средней школы №13 г. Слуцка. Именно стратегии активной оценки стали для меня теми инструментами, которые уже 3 года являются главным средством повышения академической успешности учащихся, осуществления рефлексии деятельности на уроках русского языка и литературы. Они позволяют осуществлять компетентностный подход на уроках русского языка: учат познавать (работать над общими учебными умениями и навыками, развивать вкус к исследовательской деятельности и овладевать исследовательскими умениями, формировать интеллектуальную и информационную культуру); учат действовать (использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем; уметь справляться с различными ситуациями, развивать системное, критическое мышление); учат работать (стремиться к лидерству, т.к. лидеры – профессионалы, уметь организовать вокруг себя людей, уметь им сопереживать, быть готовым оказать помощь); учат жить вместе (принимать и понимать другого, формировать коммуникативную культуру); учат жить в ладу с самим собой (строить траектории собственного развития, формировать рефлексивную культуру). Итак, начнём с рефлексии настроения и эмоционального состояния, без которых невозможно проектирование урока с активной оценкой. Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции. Задача на этом этапе - создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Например: Д Г Комфортно В Уверен в своих силах Б Хорошо А Плохо Крайне скверно или выбирает фразы Анализ ситуации будущего занятия(входной контроль) я провожу всегда с помощью экспресс-диагностики. Проектирование урока по методике «Активная оценка» невозможно без постановки обучающей цели и записи её на языке учащихся. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности. На уроке по теме «Имя существительное»(1 урок) планируется, что к концу урока я 1. смогу находить имена существительные в тексте; 2. определять 3 морфологических признака существительных (род, число, падеж); 2 синтаксических функции(подлежащее, дополнение); 3. успешно выполню диагностический тест. (По ходу учебного занятия можно обращаться к цели на каждом этапе деятельности учащихся). Построение «проблемного поля» требует от учителя решения следующей задачи: создать проблемную ситуацию для осмысления учениками темы урока, определения задач деятельности, сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для работы на уроке. Приём «Задачи» - один из самых эффективных на любом уроке, так как я предлагаю учащимся определить задачи, опираясь на ключевые слова: Вспомним….. Сравним….. Научимся….. Создадим……(по ходу учебного занятия обращаемся к задачам и убираем их по ходу выполнения). Построить алгоритм работы на уроке помогают мне «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ –на что буду обращать внимание». Можно создать шкатулку НаШтоБуЗУ для разных видов деятельности. Например, «Критерии 5-ти П»: Ответ должен быть 1. Правильным. 2. Полным. 3. Последовательным. 4. Примеры. 5.Пояснения к примерам. На операционно - познавательном этапе деятельности на уроке по теме «Имя существительное» «НАШтоБуЗу» можно использовать и интеллектуальную рефлексию, которая предполагает осмысление процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий на операционно-познавательном этапе. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности, овладение учащимися понятиями предметного содержания урока, приобретение опыта применения соответствующих знаний и умений на практике. Пример: Деятельность на уроке будет успешной, если ВЫ 1. сможете находить существительные в тексте, помня о том, что оно обозначает предмет; 2. сможете назвать основные морфологические признаки (минимум 3); 3. будете знать 2 синтаксических функции существительного, приводить примеры. (По ходу учебного занятия можно обращаться как к цели, так и критериям оценки). Нельзя обойтись и без ключевых вопросов.Это вопросы, которые показывают учащимся более широкий контекст темы; мотивируют выделять главную мысль, искать ответы;интересоваться учением. ПРИМЕР: справедливо ли утверждение Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка»? К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Так ли это? Каждый урок русского языка – это и предоставление обратной связи учащимся как осуществление рефлексии деятельности. Четыре элемента, наиболее часто используюмые на уроке русского языка: определение и выделение положительных элементов в работе ученика [++]; обращение внимания на то, что ученику желательно улучшить или над чем поработать дополнительно [-]; подсказки, как ученик может улучшить свою работу [∆]; подсказки, в каком направлении ученик должен работать дальше [↑]. Обратная связь неотделима от критериев оценки (НаШтоБуЗу) . Метод взаимооценки и самооценки позволяет стать учащимся активными участниками образовательного процесса. Самооценка позволяет найти ответ на вопрос: что я знаю? над чем мне ещё надо поработать;сколько он уже знает, а сколько ему еще нужно изучить, чтобы достигнуть определенной цели. Данные методы способствуют рефлексии, дают возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, искать наиболее рациональные. Этот вид рефлексивной деятельности использую на этапе проверки домашнего задания. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Урок по методике «Активная оценка» невозможен без выходного контроля, который помогает осуществлять рефлексию деятельности. При проверке усвоения знаний я часто использую методику «Катер» (для выявления проблем и способов их решения). Например: возьмите катер. Подумайте и напишите на якорях те проблемы, которые мешают катеру отправиться в плавание. Презентуйте полученные результаты. Очень нравится учащимся рефлексия «Я завтра. Я сегодня». Я сегодня Варианты ответа Я завтра Варианты ответа открыл, что… смогу найти… узнал, как… создам текст… понял, как… освою приёмы… увидел, что… определю алгоритм осознал, что… займусь теорией… выяснил, как… исследую особенности Я пришла к выводу, что использование стратегий активной оценки в осуществлении рефлексии деятельности учащихся на уроках русского языка - важнейшее условие эффективного обучения учащихся, обеспечение роста качества знаний(средний балл по учебному предмету «Русский язык и литература» по итогам 2018/2019 учебного года равен 7,54).