Нормативное правовое обеспечение

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь


Комплексную поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает национальный образовательный портал 

 

В помощь учителям рекомендуются следующие разделы портала:

 

«Нормативные правовые документы» (в разделе представлены нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь)

 

«2019/2020 учебный год»

 

«Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год» (в разделе представлены типовой учебный план общего среднего образования на 2019/2020 учебный год; учебные программы по учебным предметам;учебные программы факультативных занятий; инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь; нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся; перечни учебных изданий для учителей и учащихся; календарно-тематическое планирование; методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами и др.) Раздел структурирован по названиям учебных предметов.

 

 «Трудовое (профессиональное) обучение»

 

«Профильное обучение» (в разделе представлены актуальные материалы по вопросам организации допрофильной подготовки и профильного обучения)

 

«Мероприятия» (в разделе представленаактуальная информация об образовательных мероприятиях, в которых могут принять участие педагоги, руководители учреждений образования, специалисты региональных органов управления образованием, учащиеся)

 

«Педагогическая мастерская» (в разделе представлены статьи, сценарии мероприятий, конспекты уроков, видеоуроки учителей по разным учебным предметами другие материалы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогических работников)

 

«Электронное обучение» (в разделе представлены электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) для дошкольного, общего среднего, специального образования

 

«Дистанционный всеобуч учителю» интернет-ресурс по сопровождению интернет-олимпиад, турниров и конкурсов по учебным предметам

 

«Электронная библиотека»  (в разделе представлены электронные версии учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего образования, электронные средства обучения, электронные приложения к учебникам)

 

 «Новые учебные программы» (в разделе представлены обновленные учебные программы для учреждений общего среднего образования)

 

«Новые учебники: изучаем, обсуждаем»  (в разделе размещены новые учебные пособия для учреждений общего среднего образования, разработанные авторскими коллективами – победителями конкурса на создание учебных пособий)

 

«Организация воспитания» (в разделе размещены нормативные правовые акты, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, статьи по теории и практике воспитания):


 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

 

Типовые учебные планы для всех видов учреждений общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 апреля 2019 г. № 44 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»

 

Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса размещены на национальном образовательном портале (Учебные предметы I-IV, V-XI классы).

 

Учебные издания

В 2019/2020 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения и воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на национальном образовательном портале  национальном образовательном портале, а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2019 г., № 10).

На национальном образовательном портале в разделе «Электронные версии учебников» размещены электронные версии всех учебных пособий, которые используются в образовательном процессе.

Дополнительные материалы по новым темам, которые разработаны в соответствии с обновленными учебными программами, но не представлены в учебных пособиях по учебным предметам, размещаются на портале (Учебные предметы I-IV, V-XI классы).

До поступления новых учебных пособий, издаваемых в сентябре-декабре 2018 года, необходимо использовать ранее действовавшие учебные пособия с учетом рекомендаций, размещенных на национальном образовательном портале. Кроме того, на национальном образовательном портале размещены материалы новых учебных пособий (Учебные предметы I-IV, V-XI классы).

Подробная информация об учебно-методическом обеспечении всех учебных предметов в I-XI классах размещена на национальном образовательном портале (Учебные предметы I-IV, V-XI классы).

 

Учебно-методические комплексы для факультативных занятий

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы и учебно-методические комплексы (учебные программы, пособия для учителя и учащихся) (далее – УМК), рекомендованные научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования).

Учебные программы факультативных занятий, перечень УМК для факультативных занятий, а также компоненты отдельных УМК размещены на национальном образовательном портале (Учебные предметы I-IV, V-XI классы).

Обращаем внимание, что областные и Минский городской институты развития образования могут дополнительно рекомендовать к использованию учебные программы факультативных занятий, раскрывающие исторические, географические, социально-экономические, культурные особенности региона.

 

Контроль результатов учебной деятельности учащихся. Контрольно-измерительные материалы

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Выбор формы контроля зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа изучения темы и основных требований к результатам учебной деятельности учащихся.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся контрольные работы в письменной форме, их количество на протяжении учебного года по классам I, II и III ступеней общего среднего образования определены Метадычнымі рэкамендацыямі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденными 6 июня 2016 г. заместителем Министра образования.

Обращаем внимание, что согласно пункту 110 Санитарных норм и правил контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях запрещается.

При осуществлении контроля результатов учебной деятельности учащихся в VIII–XI классах учителя могут использовать контрольно-измерительные материалы по соответствующему учебному предмету. Перечень изданных контрольно-измерительных материалов, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным учебным предметам размещены на  национальном образовательном портале

 

Электронные средства обучения

Национальным институтом образования разработано более 200 ЭОР. Каждый ЭОР по учебному предмету может включать следующие основные блоки:

справочно-информационный (включает электронные энциклопедии, справочники, хрестоматии и иные материалы), который может использоваться при проведении учебных, факультативных занятий, образовательных мероприятий;

контрольно-диагностический, содержащий учебный материал для тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся;

интерактивный, предназначенный для закрепления и отработки усвоенных знаний и умений учащихся по учебному предмету.

Все разработанные ЭОР размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение». Материалы доступны для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.

В образовательном процессе могут использоваться ЭОР, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Данные ЭОР размещены на национальном образовательном портале в разделе «Дистанционный всеобуч» – Проекты конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»

 

Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические издания для учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на национальном образовательном портале

Обращаем особое внимание на то, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для учащихся первого класса.

На национальном образовательном портале функционирует онлайн-каталог «Учебники.by», в котором представлена информация обо всех учебных изданиях, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические и дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.

Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах и рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на национальном образовательном портале (Учебные предметы I-IV, V-XI классы)


 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

В помощь учителям разработаны и изданы дидактические сценарии уроков по учебным предметам, перечень которых размещен на национальном образовательном портале (Учебные предметы I-IV, V-XI классы)

Учитель может использовать изданные дидактические сценарии уроков в качестве поурочного планирования.

Постановление об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

07.08.2019  № 525

 

Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования

Просмотр

свернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июня 2011 г. № 38

01.04.2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 июня 2011 г. № 38

Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 13 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/33893 от 22.02.2019 г.) 

Просмотр

свернуть